Согласование строек в центре должно соответствовать прохождению через все круги ада, заявил губернатор Георгий Полтавченко, а процесс освоения окраин можно упростить. Инвесторы порадовались инициативе, но в комментариях "Фонтанке" оценили ее как "популизм".
Георгий Полтавченко, участивший выходы к населению накануне выборов, теперь порадовал строителей. Он предложил разделить условия согласования строек в центре города и на всех остальных территориях, попутно поставив Шушары в ряд с московским «гетто» Южное Бутово. Девелоперы не верят своему счастью – много лет они пытаются ускорить согласование комплексных проектов, но становится только сложнее.
«Сделайте два регламента. Один для центра города, где надо пройти все круги ада, чтобы не нарушить архитектурную целостность и видовые нормативы, – сказал Георгий Полтавченко на заседании Штаба по улучшению условий ведения бизнеса. – А вот в остальной части города процесс должен быть максимально простым. Не понимаю, почему в районе Шушар сложнее получить разрешение на строительство, чем в Южном Бутово».
Что именно имел в виду губернатор, для девелоперов пока остается загадкой. Начать возведение или реконструкцию здания в центре и сейчас намного сложнее, чем на периферии. Застройщики проводят несколько историко-культурных экспертиз, археологические изыскания, зачастую – выносят проекты на Совет по наследию и Градсовет. А из-за протеста градозащитников любые планы могут пойти прахом.
Так было с идеей реконструировать Конюшенное ведомство под апарт-отель, возвести на месте блокадной подстанции жилые апартаменты и превратить дом Шагина на Фонтанке, 145, в гостиницу. Инвесторы потратили миллионы и годы, но не смогли убедить горожан в правильности подхода.
Из-за таких рисков и сложностей за последние 5 лет строительство в центре свелось к минимуму. В нем работают только крупные корпорации – «Группа ЛСР», Setl City, а небольшие компании – осваивают оставшиеся лакуны с промышленными и советскими зданиями либо пытаются снять исторические здания с охраны.
«Единственный дополнительный «круг ада», который можно было бы назвать, – открытые конкурсы на архитектурное проектирование», – говорит Александр Карпов, глава центра экспертиз «Эком». Это означает, что девелоперам пришлось бы заранее раскрывать карты, что и как они будут строить, а жители смогли бы добиться принятия лучших решений для себя и города.
Девелоперы даже осторожно соглашаются с введением дополнительных обсуждений. «Идея правильная. Безусловно, центр нуждается в более внимательном отношении, надо учитывать мнение общественности, градозащитников, окружающую застройку. Лишь бы чиновники не восприняли это как сигнал к созданию излишней бюрократии», – говорит председатель совета директоров «Группы ЛСР» Александр Вахмистров.
«Да, центр города и спальные районы требуют разных правил игры, – согласен Эдуард Тиктинский, президент холдинга RBI. – Логично, что на окраине согласовать строительство должно быть проще».
Зато упрощение освоения окраин девелоперы поддерживают двумя руками. «Ни в одном городе России никто не согласовывает со всеми комитетами предпроект, не показывает его на рабочих группах и не прорабатывает облик фасадов, чтобы просто получить разрешение на проектирование, – заводится Леван Харазов, гендиректор «БКН-Девелопмент». – Нужно объяснить городу, на какие деньги ты будешь застраивать собственный участок, справки из банка предоставить на рабочую группу. По закону всех этих вещей делать нельзя».
Смольный с завидным постоянством декларирует облегчение бюрократического бремени строителей. Три года назад при комитете по инвестициям заработал штаб по снижению административных барьеров.
«За это время не сделано ничего, кроме изменения одной процедуры, и то после двухлетних тяжб, по решению Верховного суда», – говорит Алексей Белоусов, гендиректор СРО «Объединение строителей СПб». Компания «Зевс» оспорила требование КГА подтверждать согласование техусловий при получении градплана участка.
В последние годы получение разрешений только усложнялось, а анонсируемое введение электронного документооборота — до сих пор лишь планы, добавляет Алексей Белоусов. К примеру, с этого года застройщики согласовывают внешний облик зданий в жилых кварталах, на Градсовет начали выносить эскизы проектов планировок. А чтобы получить градплан, необходимый для начала работ, приходится подолгу торговаться — кто будет возводить детсады и школы, дороги и поликлиники. Без подписания «инвестсоглашений» документы не выдают, говорят в компаниях.
Получить разрешение на строительство дома в Петербурге сложнее, чем в Ленобласти и Москве, хором говорят игроки рынка. В среднем они тратят на оформление документов около 800 дней — больше двух лет и проходят через сотню процедур. Девелоперы регулярно предлагают «запараллелить» согласования и сократить их примерно на четверть. Эффект отразился бы и на кошельках горожан. По подсчетам «Объединения строителей СПб», тогда квадратный метр в новых домах подешевел бы на 5 – 7%. Однако воз и ныне там. Выступление губернатора едва ли что-то изменит, сокрушается Белоусов.
«Сегодня у девелоперов трудности связаны не только с жесткими регламентами и нормативами, но и с частым появлением новых требований, изменением правил игры, – добавляет Эдуард Тиктинский. – Важно, чтобы правила были четко прописаны и понятны, не менялись неожиданно и не допускали двояких толкований».
Застройщики уже готовы на компромисс: не нужно проще, пусть будет хотя бы быстрее. «В Петербурге и Москве мы получаем одни и те же документы. Разница только в сроках», – говорит Александр Рассудов, председатель совета директоров ГК «Лидер групп».
С другой стороны, в упрощении процедур – главное не переусердствовать. «По Градостроительному кодексу инвестор не обязан разрабатывать проект планировки квартала (ППТ) для получения разрешения на строительство. Но возведение домов без ППТ – одна из самых больших проблем», – говорит Александр Карпов.
Примером стал квартал Полюстрово 36 на Кондратьевском проспекте. Территорию завода «Авангард» начали осваивать в начале 2000-х, обещая новоселам два детских сада и школу. Но уже через несколько лет на их месте выросли многоэтажки. Теперь в квартале на 18 тысяч человек катастрофически не хватает парковок, нет школы и поликлиники, а в детсад на 75 мест выстраивается очередь.
В предварительном обсуждении инженерной инфраструктуры, дорог и соцобъектов для крупных проектов «в полях» действительно есть здравое зерно, признает Леван Харазов. И добавляет: «Смольному не хочется получить еще один «Юбилейный квартал». Комплекс сдали в 2013 году, а дорогу к нему – проспект Королева — город не построил до сих пор.
И все же Леван Харазов уверен: «При комплексном освоении территорий, когда застройщики предоставляют гарантии, разрабатывают проектную документацию и создают за свой счет дороги и объекты социальной инфраструктуры, городом действительно должны быть созданы максимально удобные и быстрые регламенты по согласованию».
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»