Администрация президента и правительство сменили систему мониторинга СМИ. Привычную госслужащим «Медиалогию» заменила разработка московской компании "М-13" под названием «Катюша», уже используемая в Минобороны. "Фонтанка" познакомилась с возможностями новой «боевой информационной системы».
Стилизованная под ракетную установку иконка и строгая пользовательская инструкция «Катюши» сразу настроили нас на милитаристский лад. «Система "Катюша" предназначена для мониторинга сообщений СМИ в заданном сегменте. Цель мониторинга – поддержание общей осведомленности в предметной области, оперативный анализ ситуации и своевременное обнаружение имиджевых рисков». Про нанесение ракетного удара по выявленным имиджевым рискам в инструкции не говорится, но, по словам пользователей, «система постоянно модернизируется», так что, возможно, эта опция еще будет внедрена.
Постоянную «общую осведомленность» пользователю помогают поддерживать мобильные приложения системы для устройств на базе Android, Windows Phone и iOS. Последние, как известно, широко распространены среди госслужащих, поэтому у «Катюши» есть отдельные приложения для IPhone и IPad, адаптированные под размеры экранов этих устройств. Приложения доступны для скачивания через магазины приложений и по ссылкам на сайте разработчика.
Помимо стандартного веб-интерфейса системы для больших начальников предусмотрена так называемая ТВ-версия, адаптированная под экраны больших плазменных телевизоров. Телеверсия «Катюши» отличается богатым медианаполнением (фото- и видеосюжеты) и красивыми спецэффектами.
По заявлению разработчиков системы, «сбор информации производится с помощью алгоритмов автоматического сканирования различных видов СМИ: информационные агентства, интернет-СМИ, печатные СМИ, ТВ, радио. Сообщения проходят сначала автоматическую, а затем ручную обработку. В рамках этой обработки выявляется событие, освещаемое в сообщении, и тональность – характер подачи материала и расставленных акцентов».
Собранная и обработанная «Катюшей» информация выводится на экран по разделам. Пользователь может как в целом следить за повесткой дня, так и сосредоточиться на конкретных новостях из мира внутренней и внешней политики, экономики и бизнеса.
Отдельно присутствует опция для изучения имиджа в СМИ определённого публичного лица или организации.
Для изучения возможностей системы «Катюша» "Фонтанка" провела эксперимент и попробовала собрать информацию о бизнесмене Евгении Викторовиче Пригожине. В поисковом запросе мы указали временной промежуток с 1 мая по 19 сентября 2016 года. «Катюша» выдала нам информацию о 20 публикациях, объединённых в два значимых события с участием Пригожина, – о конкуренции на рынке московского школьного питания и борьбе за «право на забвение в Интернете», которую бизнесмен, как известно, проиграл.
При этом простейший поиск в системе «Яндекс.Новости» за этот же период показывет 109 статей, связанных с именем бизнесмена. За бортом «Катюши» остались публикации СМИ о фабрике «интернет-троллей», российских наемниках в Сирии, суде над охранником Пригожина и многих других событиях, к которым, по версии СМИ, бизнесмен имел отношение.
Забывчивость «Катюши», вероятнее всего, связана с понятием «достоверность СМИ», примененным разработчиками системы. В пользовательской инструкции отмечено, что система в первую очередь учитывает информацию, распространённую в «достоверных СМИ», но критерии, по которым СМИ попадают в разряд «достоверных», не раскрываются.
Другой особенностью «Катюши» является алгоритм поиска информации в социальных сетях. Система по заранее определённым ключевым словам отслеживает пользовательские сообщения и позволяет определить никнейм автора публикации. Такая функция позволяет «старшему брату» более пристально вглядеться в социальные сети и изучить темы, волнующие их аудиторию.
На сайте компании «М-13», являющейся разработчиком системы, информацию о «Катюше» не найти. В отличие от конкурентов – «Медиалогии», СПАРК, «Интегрум» и других – продвижением своей разработки на российский рынок компания не занимается. Возможно, это объясняется тем, что разработчик и так уверен в своем превосходстве над конкурентами. Но, познакомившись с возможностями «Катюши», "Фонтанка" увидела только одно важное отличие «Катюши» от ранее используемой государственными службами «Медиалогии»: если в «Медиалогии» пользователь сам имеет возможность фильтровать получаемую из СМИ информацию, то модераторы «Катюши» дают пользователю уже заранее отфильтрованное информационное поле, в котором отсутствуют лишние, по их мнению, события.
«Фонтанка.ру»