В Европе задержали членов арт-группы «Война» Воротникова и Сокол. Пока полиция Чехии думает, что делать с акционистами, силовики в России пытаются вспомнить, зачем их вообще искали.
О задержании 18 сентября в Праге Олега Воротникова с супругой Натальей Сокол и детьми стало известно 20-го числа из чешских СМИ. Журналисты выяснили, что при проверке документов сработали маячки Интерпола, который несколько лет назад поместил Воротникова в список разыскиваемых. Женщину с детьми полиция после опроса отпустила, а вот мужчине пришлось задержаться в изоляторе. Утром 21 сентября власти Чехии стали решать, что делать: выслать в Россию в соответствии с запросом Интерпола или в Швейцарию, где акционист попросил политического убежища?
При этом и чешские, и российские СМИ заявляли, что в розыск Воротников попал в 2011 году за акцию «Дворцовый переворот», когда в ноябре 2010 года перевернул пустую машину ОВО на Дворовой площади. Проверяя эту информацию у петербургских силовиков, «Фонтанка» выяснила, что в Петербурге уже и не помнят, за что ищут акциониста.
Арт-группа «Война» появилась в сфере протестного уличного искусства в 2007-м. Ее основателями считаются Олег Воротников с супругой Натальей Сокол, а также Петр Верзилов и Надежда Толоконникова. В начале 2010-х, правда, Воротников всячески открещивался от творческого союза с парой Верзилов – Толоконникова. Но первые акции, такие как перформанс в московском биологическим музее, где несколько пар на глазах посетителей занимались сексом, они проводили вместе.
Леонид Николаев присоединился к арт-группе «Война» в 2009 году. А в 2010 году группа отметилась акцией «Фаллос в плену у ФСБ». В ночь на 14 июня активисты нарисовали гигантский мужской половой орган на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ. В феврале 2011 года акция была включена в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства». А 7 апреля ей присудили премию, о чём было объявлено на церемонии в «Гараже». Победителю «Инновации» полагались 400 тысяч рублей, однако получать их никто не вышел. Была передана лишь краткая запись голоса Олега Воротникова, который сказал: «Привет! А что, менты выдали работу на выставку?»
16 сентября 2010 года «Война» устроила «Дворцовый переворот». Участники акции Леонид Николаев и Олег Воротников перевернули несколько милицейских машин. Было возбуждено уголовное дело по статье 213, часть 1, пункт б, УК РФ (хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы).
Воротников и Николаев были задержаны в Москве 15 ноября 2010 года и отправлены в следственный изолятор в Петербурге, где пробыли до 24 февраля 2011 года. Суд разрешил отпустить акционистов под залог в 300 тысяч за каждого. Деньги были выплачены, как писали тогда СМИ, из средств, собранных известным британским граффитистом Бенкси.
После освобождения Воротникова и Николаева еще несколько раз задерживали за участие в протестных акциях у «Гостиного двора» – «Стратегия 31» в поддержку свободы собраний и митингов. 31 марта 2011 года обоих доставили в отдел за то, что они срывали шапки с голов полицейских. Воротников помимо этого забрался на машину главка, ударив при этом (как потом утверждали силовики) по голове одного из сотрудников. Было возбуждено уголовное дело по статье 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
В июле 2011 года Дзержинский районный суд объявил Воротникова и Николаева в международный розыск по ходатайству следственного отдела Центрального района, так как оба не единожды игнорировали требования прийти на допрос по делу о перевернутой машине на Дворцовой площади.
А в декабре 2011 года «Война» заявила, что подожгла автозак у здания Петроградского РУВД. Правда, в полиции утверждали, что возгорание произошло из-за неисправной проводки. Так или иначе, дело по факту поджога не возбуждалось.
В 2013 году Воротников, Сокол, их общий сын Каспер и Николаев заявили об эмиграции в Италию из-за преследований, которым они подвергаются со стороны правоохранительных органов. Летом 2014 года Воротникова уже задерживали с женой в Италии. Тогда суд в Венеции в итоге также отпустил его под подписку о невыезде.
Семейная пара акционистов потом перебралась в Швейцарию, где осела в сквоте (захваченное радикальной молодежью пустующее здание), а Николаев вернулся в Россию. 22 сентября 2015 года он разбился, распиливая деревья под Домодедово. В состоянии комы член группы «Война» был помещен в реанимацию, где и скончался.
Тогда же «Фонтанка» и выяснила, что дела о «перевороте» больше нет: комитетское следствие по Центральному району дважды прекращало и два раза прокуратура отменяла это постановление. В марте 2013 года следствие было прекращено в третий раз. По реабилитирующим основаниям «за отсутствием состава преступления». При этом ранее внесенный залог в 600 тысяч на двоих государство вернуло жертвователям. И на сентябрь 2015 года материалы были сданы в архив. Соответственно, и розыск по этому делу автоматически был аннулирован.
При этом 21 сентября 2016 года официальный представитель Генеральной прокуратуры заявил, что в России Воротникова ждет следствие «по статьям УК РФ "хулиганство" (статья 213), "применение насилия в отношении представителя власти" (статья 318) и "оскорбление представителя власти" (статья 319). В пресс-службе ГСУ СК РФ по Петербургу на настойчивые расспросы по сути розыска сначала заявили, что за «нападение на полицейских» и экстремизм, а потом скорректировались до дела о «Дворцовом перевороте». На недоуменное: «Оно же прекращено», заявили: «Значит, возобновлено», но даты возрождения расследования назвать отказались.
Как выяснила «Фонтанка», никакого отношения розыск по линии Интерпола к перевернутой на главной площади Петербурга полицейской машине не имеет. Воротников был повторно объявлен в розыск в январе 2013 года по делу о нападении на силовиков в марте 2011 года во время «Стратегии 31». В карточке дела значатся две статьи – 318 и 319. И никакого хулиганства.
Пока Следственный комитет и прокуратура вспоминали о существовании арт-группы «Война», чешский суд не стал арестовывать Воротникова до решения об экстрадиции. А памятуя об отношении акциониста и его семьи к правоохранителям и закону, а также прозрачности границ в Европе, не исключено, что снимать розыск Интерполу с них рано.
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»