Владелец судоверфи в Раума компания Rauma Marine Constructions (RMC) и минобороны Финляндии подписали во второй половине сентября договор о намерениях. У верфи есть полгода, чтобы доказать, что она способна выполнить заказ, в противном случае будет организован конкурс на строительство. Однако здесь минобороны попадает в затруднительное положение: на практике верфь Раума остаётся единственным вариантом.
Верфь в Хельсинки Arctech Helsinki Shipyard не рассматривается как подрядчик: она практически находится в руках российского государства, поскольку ею владеет на 100% ОСК. Другая крупная финская верфь - в Турку, принадлежащая немецкой компании Meyer Werft, - могла бы подойти финскому оборонному ведомству, но у неё заказы расписаны до конца 2020-х годов.
Есть, конечно, ряд европейских верфей, которые готовы выполнить заказ, но консервативные Силы обороны по традиции строят свои корабли в Финляндии. Основная причина – безопасность поставок в период кризиса. Кроме того, корабли не могут покидать территорию страны для обслуживания. Исключения составляют лишь минные заградители класса Katanpää, которые строятся сейчас в Италии, поскольку отечественных подрядчиков не нашлось.
Планируется, что это будут корветы или небольшие военные корабли стандартных финских размеров: 90 - 100 метров в длину и водоизмещением более 2000 тонн. Для сравнения: сейчас у ВМФ на вооружении минные заградители длиной до 78 метров и водоизмещением 1400 тонн.
Номенклатура вооружения еще не выбрана, конкурс будет объявлен до 2017 года. Корабли пока находятся в стадии разработки, но уже известно, что они будут оснащены двумя гребными винтами. Их планируют оснастить многофункциональными военными системами. Кроме того, на них будет вертолётная площадка.
Стоимость программы Laivue 2020 составит около 1,2 млрд евро, из которых 60% уйдёт на закупку оборудования.
Для разработки кораблей использовались результаты совместных исследований с США. Финляндия уже шесть лет сотрудничает с США в сфере строительства боевых кораблей. В финском ВМФ отрицают, что сотрудничество ведётся в области разработки, и подтверждает лишь совместные исследования. В последнее время страны вместе изучают винтовую технику военных кораблей, обмениваются информацией о результатах тестов на сопротивление и устойчивость винтов. Для этого американские специалисты посещали Суоми.
«Это обычная совместная исследовательская работа. Они (американцы) хотели больше узнать об особенностях навигации во льдах. Они очень интересуются Северным морским путём, как и любое другое большое государство с выходом в море», - комментирует капитан Вели-Пекка Хейнонен (Veli-Pekka Heinonen) из отдела логистики Сил обороны.
Сотрудничество Финляндии и США не ограничивается изучением винтов. ВМФ Финляндии несколько лет назад запустили совместный исследовательский проект по проектированию военных кораблей с целью разработки методов проектирования. Он включал в себя моделирование и эксперименты в лаборатории и открытом море в течение 2010 - 2011 гг. Суоми выясняла, каким должен был размер, конструкция и сопротивление корабля. Тесты проводились на финских ракетных катерах на территории Финляндии.
По материалам Helsingin Sanomat.