Власти Петербурга придумали, как превратить культурную столицу в столицу моды. Дизайнерам предлагается шить из белорусских и ивановских тканей и доносить до Европы идею семейных и традиционных ценностей. На эту программу в ближайшеие 2 года потратят 200-300 млн рублей.
Миллионы рублей, ежегодно выделяемые Смольным на поддержку легкопрома, пока не сделали Петербург центром fashion-индустрии. Поэтому чиновники решили помогать не производителям, а дизайнерам. Среди мер, которые поставят Северную столицу вровень с Парижем и Миланом, – бизнес-инкубаторы для молодых модельеров и создание шоу-румов в европейских столицах.
Комитет Смольного по развитию предпринимательства и потребительского рынка разработал дорожную карту по превращению Петербурга в столицу fashion-индустрии, рассказал 11 ноября журналистам его глава Эльгиз Качаев.
По словам чиновника, в Северной столице уже есть для этого необходимая база: в ней работает порядка 2000 дизайнеров, и проходят различные мероприятия, связанные с модным бизнесом, — Mercedes Fashion Week, Aurora FashionWeek и др. Идея дорожной карты в том, чтобы создать комфортные условия для творчества модельеров и помочь им продвигать свою продукцию.
Сам документ будет представлен на суд общественности через несколько недель после того, как будет согласован с участниками рынка и экспертами. В соответствии с ним будут внесены изменения в Стратегию развития предпринимательства и потребительского рынка Петербурга до 2020 года и Стратегию развития Петербурга до 2030 года, а также будет создан единый центр координации проектов, направленных на реализацию идей дорожной карты.
Ранее Смольный уже пытался сделать Петербург центром легкой промышленности. В частности, в 2013 году была высказана идея создания текстильного кластера, который бы обеспечил предприятия тканями и фурниторой, что позволило бы удешевить их продукцию и нарастить обороты.
По словам Эльгиза Качаева, этот проект окончательно не оставлен. Однако поменялась точка сборки — теперь драйвером процесса должен выступить дизайн. «Петербург должен стать витриной, которая позволит модельерам как самой Северной столицы, так и других регионов выйти на внешние рынки», – пояснил он. Тогда как тканями «не хуже итальянских» производителей смогут обеспечить, к примеру, Белоруссия и Иваново.
Однако, что нового Петербург сможет предложить мировому fashion-рынку, Эльгиз Качаев затруднился сказать. Зато присутствовавшая на пресс-конференции вице-президент Клуба деловых женщин и руководитель конкурса «Стиль. Мода. Качество» Светлана Мельниченко быстрее нашлась с ответом. «У России свое видение моды – это традиционные и семейные ценности. С этим и придем (на международные рынки. — Прим. ред.)», – заявила она. Впрочем, что входит в это понятие в контексте мировой моды – она не уточнила.
Окончательный список мер, которые позволят поставить Петербург вровень с Парижем и Миланом, пока не определен. «Для этого мы объявим конкурс на глубинное исследование. Без научной проработки можно допустить ошибки», – пояснил Эльгиз Качаев.
Но среди возможных проектов, которые будут реализованы в ближайшие три года, чиновник назвал создание бизнес-инкубаторов и акселлераторов. В этом будет использоваться миланский опыт, с которым представители Смольного ознакомились буквально две недели назад, объяснил Эльгиз Качаев. Также планируется возобновление зарубежных стажировок и возрождение «Шоу-рума №35» в Гостином дворе, на который в этом году не хватило денег.
Кроме того, власти города намерены оказывать помощь в продвижении на международных рынках. Одна из идей — арендовать несколько площадок в торговых центрах европейских столиц. «Это могут быть, условно, Мюнхен, Антверпен и Хельсинки. Мы поддержим наши бренды таким образом, а европейские покупатели увидят, что в России умеют шить», – сказал он.
По словам Эльгиза Качаева, в ближайшие два года на реализацию мероприятий дорожной карты будет направлено около 200 – 300 млн рублей. Часть средств поступит из регионального бюджета — в рамках Фонда венчурных инвестиций и Фонда содействия кредитованию.
Сейчас комитет по развитию предпринимательства реализует несколько программ, направленных, в том числе, на поддержку предприятий легкой промышленности. В основном это субсидии, которые позволяют покрыть часть расходов на аренду, а также участие в международных выставках и уплату процентов по кредитам, взятых на развитие производства и пополнение оборотных средств. В 2016 году них было выделено 112 млн рублей, однако на конец сентября неизрасходованными остались 44 млн рублей. В комитете не исключают, что часть средств из этих программ может быть перенаправлена на помощь дизайнерам.
В Смольном надеются и на федеральную поддержку. Рассчитывать на нее позволяет тот факт, что концепция «Санкт-Петербург – центр моды и легкой промышленности» в начале октября получила сразу три приза в конкурсе Агентства стратегических инициатив и РАНХиГС.
Эффект, который рассчитывает получить Смольный, — это увеличение числа производителей модных товаров с нынешних 447 до 1000, а их оборота – с 20,5 млрд до 30 млрд рублей к 2020 году, что позволит нарастить их долю в валовом региональном продукте с нынешних 0,5% до 1%. Впрочем, это едва ли сравнимо с миланскими показателями. Так, по оценкам, в столице итальянской модной индустрии работает около 7000 компаний, которые генерируют 27% валового продукта города. По данным FashionUnited, Milan Fashion Week приносит 50,5 млн евро за сезон, из которых 12,3 млн евро получает бюджет Милана.
Участники модного рынка Северной столицы считают, что Смольный выбрал правильное направление, поддерживая дизайнеров, а не фабрики, ориентирующиеся на масс-маркет. «В эконом-сегменте мы все равно не сможем победить Китай», – считает основатель проекта по продаже коллекций петербургских дизайнеров Freedom Store Дмитрий Тимуршин.
Однако, по его словам, целесообразнее было бы не тратить средства на создание новых акселлераторов, но поддержать существующие коворкинги для молодых модельеров.
К идее шить одежду из белорусских и ивановских тканей предприниматель также относится скептично. «Они могут обеспечить нас разве что льном. Поэтому лучше было бы субсидировать ввозные пошлины для импортных материалов», – отмечает он.
Дизайнер Наталия Лескова, чья коллекция одежды с видами Петербурга помогла команде Смольного выиграть конкурс Агентства стратегических инициатив и РАНХиГС, также признает, что использует в основном итальянские ткани. «Более эффективной поддержкой была бы организация совместных закупок в Италии», – подчеркивает она. А вот продавать коллекции перспективнее не в высококонкурентных европейских столицах, а в российских городах-миллионниках. При этом семейные и традиционные ценности также навряд ли помогут продвижению. «Но я и не знаю петербургских дизайнеров, которые бы делали на них упор», – подчеркивает она.
Что касается бизнес-инкубаторов и шоу-румов, которые хочет организовать Смольный, то важно, чтобы этим занималась профессиональная команда, говорит Наталия Лескова. Так, в свой первый опыт «Шоу-рум №35» власти города вложили 10 млн рублей, тогда как продажи дизайнеров-участников за три месяца составили только 4 млн рублей.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»