По вокзалу в месяц - с такой скоростью убывают дореволюционные станции Октябрьской железной дороги. Трудовые подвиги связывают с именем нового начальника филиала РЖД.
Октябрьская железная дорога наращивает эффективность управления своим имуществом. С июля этого года она рассталась с тремя деревянными станциями дореволюционной поры: в Петербурге — Ижоры, в Ленобласти — Семрино и Горовастицы под Тверью. Без малейшего сожаления структура прощается с закрытыми и ветхими зданиями. На их место должны прийти современные постройки с коммерческими площадями.
Экскаваторы РЖД приехали в Семрино утром 22 июля и сразу взялись за столетний вокзал 1903 года, простаивавший без пассажиров с 2012-го. «Крепкий он оказался, еле-еле часть крыши снесли!» – писали в соцсетях местные жители. Но к вечеру справились, от здания ничего не осталось.
Следующим стал вокзал в Усть-Ижоре. Его закрыли 3 года назад. За это время на стенах постройки появились граффити и следы пожаров. А недавно ее снесли, рассказал глава центра экспертиз «Эком» Александр Карпов.
Конец сентября отметился пожаром в Горовастице. Активисты делятся конспиративными версиями – вокзал снесли и сожгли сами сотрудники РЖД в преддверии инспекции начальства.
.
К сносу готовится и еще один вокзал, в Тарховке, переделанный в станцию из деревянной церквушки. Его уже продали на торгах ООО «Мастер» ради строительства современных залов с торговыми площадями.
«Никаких предупреждений не вывешивается, никаких согласований не проводится, просто с помощью тяжелой техники сносят здания за считаные часы», – пишет редактор журнала «Вокзал» Даниил Монахов. Прыть и натиск стройтехники он, как и другие близкие к структуре эксперты, объясняет позицией нового начальника ОЖД. В январе этого года Октябрьскую железную дорогу возглавил Владимир Голоскоков, до этого работавший на Северном Кавказе.
В ОЖД отвечают — все по закону. В старинных постройках они видят в первую очередь аварийные здания, не имеющие статуса памятника, а значит, и ценности. «Здание в Семрино не эксплуатировалось с 2012 года и находилось в ветхом состоянии, – конкретизируют в пресс-службе. – С учетом аварийного состояния фундамента, стен, перекрытий существовала угроза безопасного нахождения в нем граждан. В целях исключения риска внезапного обрушения было принято решение о демонтаже».
В преддверии сноса компания получила все разрешения, и в том числе заключение комитета по культуре Ленобласти. А в 2017-2018-м годах планирует возвести на месте старого дома современный, безопасный пассажирский павильон.
Снос дореволюционных вокзалов — явление повсеместное. Каждый год несколько зданий со столетней и более историей сносятся или неумело реконструируются, теряя свой изначальный облик, рассказывает Михаил Кончиц, автор проекта «Заповедные железные дороги».
«В России сохранилось большое число исторических построек на железной дороге. Многие из них являются видными региональными достопримечательностями, самыми старыми зданиями в деревнях, городках, – поясняет Михаил Кончиц. – К сожалению, охранный статус имеют, в основном, только вокзалы в крупных городах, а вот вокзалы на малодеятельных линиях не имеют статусов. И РЖД всячески противодействуют постановке их на охрану, это лишние затраты на реставрацию».
Между тем дореволюционные вокзалы в петербургских пригородах редкость. Деревянные — и вовсе диковина. Слишком многие здания были уничтожены в Великую Отечественную войну, рассказывает краевед Андрей Бурлаков. То, что не погибло в сражениях, исчезает в XXI веке.
Снесен деревянный вокзал в Войсковицах, где Никита Михалков снимал «Утомленные солнцем-2», сгорел бывший дом начальника станции в Суйде, перечисляет Андрей Бурлаков. Оставшиеся здания, как правило, заброшены или остро нуждаются в реставрации.
Деревянный вокзал в Мариенбурге 1885 года давно обрел вторую жизнь в виде сборных моделей для любителей игрушечных железных дорог. Опрятные копии смотрятся куда выигрышнее реального здания. Станция с богатым деревянным декором остро нуждается в реставрации. Здание покрашено только наполовину, часть окон замазана краской, часть — разбита.
Прибытково, Карташевская – старинные вокзалы на всех небольших станциях забыты, заколочены или в лучшем случае работают по несколько часов в день. Сохранившаяся часть старинного вокзала в Сиверском, в бывшей дачной столице Петербурга, уже несколько лет сдана под продуктовый магазин, перечисляет краевед.
«Очень обидно за уникальную станцию Можайская, за вокзал в Александровской конца XIX века, рядом с Пушкином. Огромное здание с красивым когда-то залом, буфетом почти не используется, – описывает Андрей Бурлаков. – В нем бывал император, да и, собственно, все, кто ездил из Гатчины в Царское Село».
С 1830-х годов строительство железных дорог в России было делом государственной важности. За водонапорные башни, вокзалы и служебные постройки брались лучшие архитекторы и инженеры.
Сегодня красота и изящество не в фаворе, из-за экономии средств РЖД сокращает движение пригородных поездов и годами ведет реконструкцию разрушающихся платформ.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»