«Кому-то нравится запах лилий, кому-то запах бензина», - так в Смольном после четырех лет молчания ответили жителям, страдающим от едкого амбре на севере Петербурга.
Проблема с неприятным запахом на севере города вышла на государственный уровень в 2012 году, когда губернатор Георгий Полтавченко назвал его источники и примерные сроки ликвидации. С тех пор в Смольном предпочитали не комментировать эту щекотливую историю. Однако 13 октября, отреагировав на очередное обращение жителей, профильный комитет по природопользованию наконец прервал молчание, сообщив горожанам, что вредных веществ в этом амбре нет. И вообще, запах – понятие субъективное.
Жители Приморского и Выборгского районов Петербурга стали массово жаловаться на неприятный запах весной 2011 года. Хотя два его источника – полигон твердых бытовых отходов «Новоселки» и полигон складирования осадка сточных вод «Северный» – работают с 1972 и 1987 годов соответственно. Экологи во всем винят Смольный, который решил разместить в Каменке автозаводы, для чего была вырублена часть леса, служившего естественной защитой на пути движения запаха. Во всяком случае, хронология говорит в пользу этой версии: первый автозавод – Nissan – появился летом 2009 года, а второй, Hyundai, – в ноябре 2010-го. Спустя несколько месяцев весенние ветра принесли в форточки горожан проблему, которой скоро исполнится 6 лет.
Очередное обращение подписали 4,5 тысячи человек, сообщило в понедельник, 11 октября, движение «Красивый Петербург». Правда, на этот раз не к городским властям, а к депутату ЗакСа Борису Вишневскому, который избирался в парламент от Центрального района, куда неприятное амбре не доходит. «Он принимал активное участие в решении проблем других районов», – объяснила такой выбор представитель инициативной группы «Мы против вони в Приморском районе» Ирина Смирнова. «Я занимаюсь проблемами всего города, ведь я возглавлял список партии на выборах. Я уже созвонился с зампредом комитета по благоустройства Кириллом Пащенко, мы проведем встречу со всеми заинтересованными сторонами», – рассказал «Фонтанке» сам Вишневский.
Впрочем, в Смольном еще до встречи ответили недовольным жителям. Как говорится в сообщении комитета по природопользованию, оценить степень вредности запаха невозможно. «Сегодня в Российской Федерации отсутствует гигиеническое нормирование запахов, методики их определения», – отмечают в ведомстве. Более того, каждый человек воспринимают их по-своему. «Кому-то нравится запах лилий, кому-то запах бензина. И восприятие организмом запахов для каждого индивидуально», – приводят в Смольном цитату из высказывания неких «экологов».
«Это обобщенное мнение целого ряда специалистов – как работающих в государственных структурах, так и независимых», – объяснила «Фонтанке» происхождение этой фразы представитель комитета по природопользованию. Таким образом, если следовать логике чиновников, то теоретически вслед за первым обращением Борису Вишневскому может прийти и второе – от тех, кто, наоборот, открывает пошире форточки, когда ветер приносит чудесный аромат со стороны полигонов твердых бытовых отходов и осадка сточных вод.
В отличие от капризного человеческого организма передвижная лаборатория ГУП «Минерал», подведомственного комитету по природопользованию, выдает объективные, а не субъективные, данные. Как говорят в Смольном, она регулярно делает замеры атмосферного воздуха как в самих Новоселках, так и на ряде магистралей Приморского района. «По результатам наблюдений за 2016 год, концентрации оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и взвешенных частиц не превысили уровень максимальных разовых предельно допустимых концентраций», – рапортует комитет, оговариваясь, что лишь единожды, 15 января, в условиях штиля концентрация оксида азота была превышена на 40%.
«Наличие запаха в воздухе не подтверждается превышением предельно допустимых концентраций замеряемых веществ», – резюмируют в Смольном. Тем же, кого не устраивают выводы передвижной лаборатории «Минералы», остается лишь смотреть на календарь и ждать, пока будут ликвидированы источники неприятного запаха. Заявленные сроки говорят о том, что в ближайшие годы форточки лучше не открывать.
Как рассказали в комитете по благоустройству, полигон твердых бытовых отходов сейчас не используется, разработан проект его рекультивации, которая продлится семь лет. На первом этапе (2016 – 2019 годы) огромный террикон – искусственная насыпь из мусора – будет выровнен и накрыт защитным изолирующим слоем. В этот же период нужно построить станцию дегазации свалочных газов, которые планируется перерабатывать в электричество.
Последний объект уже много лет обещают возвести за счет инвестора, но пока работы не начались. На втором этапе, который должен завершиться в 2023 году, мусорная гора будет засыпана почвой и засажена растительностью. Согласно смете от 2014 года, стоимость работ составит 1,6 млрд рублей, хотя очевидно, что из-за инфляции ее придется увеличить.
В Водоканале подчеркивают, что полигон складирования осадка сточных вод «Северный» уже не эксплуатируется: остатки человеческой жизнедеятельности сейчас сжигаются на станциях аэрации. Однако что-то нужно делать с оставшимся осадком – около 1,5 млн куб.м. В течение нескольких лет Водоканал применял технологию геотубирования, суть которой заключается в следующем: осадок сначала выкачивается из карт и поступает в приемные баки, потом его обрабатывают реагентами и закачивают в «геотубы» – огромные мешки из геотекстиля, а после выхода воды внутри остается высушенный осадок. В общей сложности таким образом было обработано 330 тысяч куб.м.
В 2014 году предприятие пошло на эксперимент, польстившись на рекламные проспекты московской компании «РусЭкоТех», которая взялась полностью очистить карту №7, расположенную ближе всего к КАД. За 230 млн рублей москвичи пообещали залить в накопитель специальный реагент, который превратит продукты человеческой деятельности в удобрение. Вещество должно было освободить полигон сразу от 200 тысяч куб.м осадка, однако чуда не случилось. Как следует из материалов Арбитражного суда, за пределы «Северного» подрядчик вывез только 34 тысячи куб.м, а еще 98 тысяч – переложил в соседний накопитель №5. В итоге Водоканал заплатил «РусЭкоТеху» только 118 млн рублей. Остальное подрядчик пытался взыскать через суд, но проиграл.
Всего в накопителе №7 осталось свыше 100 тысяч куб. м осадка, который планируется переработать до 2020 года, обещают в Водоканале. Скорее всего, это уже будет более традиционная технология геотубирования. Проекта по рекультивации всего полигона пока нет: Водоканал пока выполняет предпроектные проработки. А чтобы минимизировать проблему с неприятным запахом, предприятие еще в 2012 году обнесло часть «Северного» сетью столбов, соединенных трубочками. Через трубочки над полигоном распыляется дезодорирующая смесь из эфирных масел и органических соединений. В Водоканале говорят, что интенсивность запаха снижается на 40%.
Впрочем, жители все равно пишут жалобы. «Приморский район задыхается от вони. Последние 2 – 3 недели запах стал особенно невыносим, по ночам и вечерам невозможно на улице просто стоять», – такое письмо, например, пришло в редакцию «Фонтанки» в середине сентября.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»