Сенатор Вадим Тюльпанов поговорил с “Фонтанкой-Офис” о депутатской этике, парламентской традиции и о том, кому снится новый губернатор.
Сенатор Вадим Тюльпанов побывал в студии интернет-канала «Фонтанка-Офис» и ответил на вопросы журналистов. Политик и глава временной комиссии Совфеда по подготовке к чемпионату мира по футболу-2018 во время эфира призвал студентов отмыть стадион на Крестовском от грязи и рассказал о том, что не смог поговорить с коллегой Мизулиной о назначении беби-боксов, а также вспомнил времена своего председательства в городском ЗакСе и поделился с корреспондентами своими мыслями о петербургской политике.
- Вадим Альбертович, какой созыв городского парламента был, на ваш взгляд, самым сильным?
- Я руководил парламентом третий и четвертый созывы, почти 9 лет. Я не могу объективно судить, лучше спросить тех, кто не руководил парламентом, таких большинство.
- Нынешний спикер Вячеслав Макаров восхваляет 5-й созыв...
- Каждый созыв по-своему силен и по-своему слаб. Я в первом созыве не был, помню второй, когда только избрали спикера Сергея Тарасова. Потом избрался председателем я, теперь – Макаров. Не могу сказать, что было лучше, времена меняются, да и смотреть нужно в ретроспективе, без оглядки назад невозможно сказать, что кто-то был лучше, а кто-то – хуже.
- Но, тем не менее, все созывы чем-то пересекаются, например, в конце 4-го, перед выборами, вы создали комиссию по этике. Теперь она создается заново..
– Ну, такая комиссия есть в Государственной думе и в Совете Федерации (подкомиссия по этике входит в комитет по регламенту, которым я руковожу). В любом парламенте могут быть ожесточенные споры, для этого и есть этот орган, виновника могут лишить слова. Но пока, слава богу, у нас в Совфеде такого не было. В Госдуме вроде было.
- Когда в 2011 году, перед выборами, создали комиссию по этике в ЗакСе, она работала?
– Да, но уже без меня, я читал, что собирались всего дважды, видимо, не было особо причин, это и хорошо.
- Некоторые журналисты считают, что при вашем управлении парламентом было невозможно, чтобы депутат или корреспондент оскорбили друг друга (5 октября вице-спикер Анатолий Дроздов оскорбительно исказил фамилию журналиста «Новой газеты» Александры Гармажаповой, в ответ она назвала его «расческой». – Прим. ред.).
– При мне были другие истории, не буду уже о них сейчас говорить. Поэтому-то тогда и была создана комиссия по этике, чтобы как-то наказывать депутатов.
- Но ведь депутаты – образованные люди, без комиссий они не знают, как можно поступать, а как – нет?
– Депутат – тоже человек и ему свойственны эмоции, хотя депутатская обязанность и статус не дают возможность публично их выражать. Думаю, что воссоздание комиссии по этике – правильная вещь.
- А как стоит поступать в такой ситуации, что произошла в нашем парламенте?
– Если бы, не дай бог, со мной произошла такая ситуация, я бы извинился. Но как Дроздов поступит, я не знаю.
- В петербургском ЗакСе недавно принимали решение о том, чтобы войти в состав учредителей газеты «Вечерний Санкт-Петербург». При спикере Тарасове, которого вы уже упомянули, тоже была собственная парламентская газета – «Смена». Судьба этого союза закончилась скандалом...
– Да, был скандал, связанный с беспроцентным кредитованием газеты «Смена». Даже было возбуждено уголовное дело, не помню в отношении кого.
- Не опасно ли такое сотрудничество?
– Насколько я знаю, ЗакС просто выступает учредителем газеты «Вечерний Санкт-Петербург». По закону это возможно и ничего в этом такого нет. Поэтому это нечего и обсуждать. А о финансовых схемах лучше спрашивать у Макарова.
- Сейчас от Петербурга выдвинут новый сенатор – Андрей Кутепов (Людмила Косткина ушла, правда, мы так и не поняли, почему). Общались ли уже с новым коллегой?
- Людмила Андреевна не захотела избираться, не пошла на выборы – это сложное, тяжелое, дорогостоящее дело. Она для себя решила, что хватит – больше 40 лет находится в политике. Видимо, поэтому она и посчитала, что надо заканчивать с этим и дать дорогу молодым. Молодой в данном случае – Андрей Кутепов, который работал в Петербурге главой Приморского района. У нас всего было два заседания с тех пор, как он избрался, вопросов пока не задавал, но он активный, думаю, еще себя проявит, поработает на благо города.
- Как вы узнаете о том, что происходит в Петербурге: из СМИ или знакомые из ЗакСа рассказывают?
– Я пользуюсь Твиттером, подписан на все новостные каналы и в основном узнаю все оттуда. Но инсайдерскую информацию получаю от тех, кто живет в городе, в том числе и от депутатов городского парламента.
- В Петербурге периодически появляются слухи об уходе Георгия Полтавченко, он даже просил своих подчиненных не шептаться об этом, у нас была такая новость. Как думаете, кому выгодны такие сплетни?
– Я в политике со времен губернатора Яковлева. Сколько я помню, каждый месяц его отправляли на пенсию. Потом пришла Валентина Ивановна, и каждые полгода в течение 8 лет ходили слухи, что вот-вот она должна через неделю уйти. То же самое продолжается и сейчас. Люди хотят каких-то перемен и выдают желаемое за действительное.
- А кто все-таки это делает? Как запускают слухи?
– Наверное, это происходит так: человеку приснился сон, что какой-то губернатор уходит. Он этот сон рассказал своей супруге, она – своей подружке. А та уже выдает это за действительность. И так пошел слух...
- Называют разных претендентов на пост губернатора и даже Вячеслава Макарова.
– Не могу это комментировать, потому что в первую очередь должна быть кандидатура, предложенная президентом. А уже потом – выборы. Спросите об этом Владимира Владимировича.
- Ну, ему же тоже говорят: вот эти могут быть, а эти – нет.
– Макаров – известный политик в городе. В общем-то не вижу повода, чтобы его не предложить. Могут и его. Хотя власть законодательная и исполнительная – это разные вещи, но думаю, что, если его предложит президент, то он справится.
- Говорят еще про министра транспорта Максима Соколова…
– Он тоже отсюда, здесь работал много. Прошел министерскую школу – тоже хорошая и достойная кандидатура. Но у Георгия Сергеевича полномочия заканчиваются в 2019 году, он же избранный губернатор, пока всего 2 года прошло. До 2019 года не совсем прилично говорить о его смене. Думаю, до 2019 года Георгий Сергеевич будет на этом посту.
- В последнее время у нас все чаще поднимается вопрос о роли законодательной власти, парламент Петербурга называют придатком Смольного, исполнительной власти. Согласны ли вы с такой оценкой? Как-то изменилась в городе роль законодательной власти с тех пор, как вы ушли из парламента?
– Я бы не сказал, что ЗакС – это придаток Смольного. Сейчас вот будет бюджет обсуждаться. Можно будет наглядно увидеть, как депутаты корректируют отдельные статьи. Я это знаю, потому что слежу за тем, что происходит в Петербурге, и знаю, что ЗакС – это влиятельный орган.
- Что касается бюджета, то ведь только в нашем городе существует бюджетная поправка: те, кто ее получает, оказываются в определенной зависимости, не имея возможности на серьезную критику документа.
– Это не совсем так, бюджет дается всегда очень тяжело, депутаты вносят поправки. Что касается этой поправки на округ, то я считаю, что это совершенно правильно. Эта традиция существует со времен Собчака, тем самым депутат может приносить реальную пользу: что-то построить или отремонтировать.
- Мы помним историю про Светлану Нестерову, которую в этой пользе остановила ФСБ.
– У любого правила есть исключения. В данном случае оно неприятное. Но еще не было суда, только он может решить, виновата ли Нестерова или нет.
- Еще один депутат - Виталий Милонов, который в прошлом созыве генерировал скандальные истории и законопроекты, теперь в Москве, в нижней палате парламента, вы – в верхней. Выходит, вы вновь будете его контролировать, как и раньше это было в ЗакСе?
– У нас по Конституции и верхняя, и нижняя палата парламента равноправны. Милонов входит во фракцию «Единой России», вот партия-то его и может сдерживать и контролировать. Но в Москве гораздо сложнее получить известность, чем в Петербурге, потому что там в одной только Думе 450 депутатов, и амбициозные – все.
«Фонтанка-Офис»