За девять месяцев 2016 года средняя загрузка платной парковки составила 34,3%. Без детализации цифра выглядит оптимистично: горожане медленно привыкают к необходимости отдавать деньги за возможность оставить автомобиль на улице. Однако, как выяснилось на отчетной коллегии КРТИ, пока эксперимент выглядит провальным: платными являются только 13% всех парковочных сессий. А годовые абонементы купили и вовсе 30 человек.
Итоги работы пилотной зоны платной парковки, ограниченной Невским, Фонтанкой, Кирочной и Лиговским, озвучил глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин. Отчитываясь на коллегии ведомства по итогам девяти месяцев года (проходила в здании «Мостотреста»), он достаточно бодро отрапортовал: средняя загрузка составила 34,3%, в бюджет поступило 80,6 млн рублей.
Выступавший впоследствии глава «Городского центра управления парковками» Артем Хрюкин подтвердил эти цифры. Однако в его презентации, которую транслировали на экран, корреспондент «Фонтанки» увидел подробную расшифровку. Из нее следовало, что 20% всех сессий происходят бесплатно. Такое возможно в двух случаях. Первый – свой автомобиль оставляет местный житель, который получил специальное удостоверение резидента (1800 рублей в год за легковушку). Второе – гражданин почему-то не стал платить. То ли по забывчивости, то ли вполне сознательно.
Сознательный отказ от оплаты – вполне распространенный вариант. Вскоре после запуска пилотной зоны в сентябре 2015 года выяснилось, что Смольный не может оштрафовать нарушителей, даже если факт нахождения автомобиля на парковке зафиксирован на видео. Это связано с тем, что, в соответствии с федеральными законодательством, ГИБДД не вправе делиться с «Городским центром управления парковками» личными данными водителей. В итоге все, что знают чиновники о нарушителе, – это номер его автомобиля. Однако для взыскания средств этого недостаточно.
Впрочем, законопослушные граждане в Петербурге все же остались. Как следовало из доклада Артема Хрюкина, 13% парковочных сессий являются платными. Еще в 1,5% случаях автомобиль стоит менее четверти часа. Так что даже если граждане и готовы заплатить государству, однако освобождены от этой священной обязанностью: стоянка на срок до 15 минут является бесплатной.
Когда корреспондент «Фонтанки» подошел к Сергею Харлашкину, чтобы поделиться впечатлением от статистики «Городского центра управления парковками», тот сначала искреннее удивился. Надев очки, глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры стал вглядываться в снимки, сделанные журналистом на смартфон во время доклада Артема Хрюкина. Потом потребовал подчиненных найти директора центра. Тот пришел через несколько минут уже в пальто, как будто его вернули в тот момент, когда он одной ногой был в служебной машине.
Хрюкин честно подтвердил своему шефу, что цифры точные. «Но эти 13% – это же без абонементов?!» – осторожно спросил Харлашкин. «А у нас их немного, – ответил представитель центра. – Около 30 месячных и 20 годовых». Отметим, что месячное разрешение стоит 12 тысяч рублей, а на весь год – 108 тысяч рублей. А в 80,6 млн, заработанных от эксплуатации пилотной зоны в 2016 году, доля абонементов – 4,3 млн рублей.
В итоге Сергей Харлашкин публично раскритиковал деятельность центра, признав, что пока он получает из бюджета больше, чем приносит в казну. В 2016 году ведомству перечислят субсидию в размере 320 млн рублей. Часть этого тратится на сбор данных о нарушителях, которые не платят за стоянку: для этого по улицам постоянно ездят автомобили со специальными парковочными радарами. Всего Смольный выписал штрафов на общую сумму в 200 млн рублей (в соответствии с региональным законом, за нарушение правил платной парковки нужно отдать 3 тысячи рублей). Однако выписанные штрафы сгорают через 2 месяца: именно таким является срок давности по данному виду правонарушений. При этом пока непонятно, когда наконец будут внесены изменения в федеральные законы.
В Смольном признают: задача платных парковок – не только собрать деньги в бюджет, но и стимулировать граждан выбирать общественный транспорт вместо личного. Поэтому невысокий процент парковочных сессий, возможно, говорит о том, что эта цель достигнута. Однако, запуская проект, в городском правительстве ставили совершенно иные цели: потратив на закупку паркоматов и создание программного обеспечения 300 млн рублей, в Смольном планировали получить в 2015 году доход в 145 млн рублей, а в этом – уже 450 млн. Однако пока цифры более скромные: четвертый квартал 2015-го принес 47,5 млн, три квартала 2016-го – 80,6 млн.
Что же касается задачи нормирования машин под окнами обитателей центра, то такая задача выполнена, да и возможность найти доступное место в зоне платной парковки всегда на руку автомобилистам, заехавшим в центр.