Платная стоянка на площади Восстания действовала безо всякого договора шесть лет. И была ликвидирована через полгода после того, как её фактического владельца - “петербургского бизнесмена номер один” Дмитрия Михальченко - отправили под арест.
Решительные изменения произошли в организации движения у самого большого петербургского вокзала. Платная парковка на площади Восстания, просуществовавшая более десяти лет, ликвидирована. Будку охранника и шлагбаум демонтировали 13 октября. С 16 октября площадка перешла под управление Городского управления парковками, и теперь это не автостоянка, а зона посадки и высадки пассажиров, в которой можно находиться не более 15 минут, но бесплатно.
Договор на аренду под парковку участка площади Восстания истек в 2010 году. Два года спустя между городом и Октябрьской железной дорогой было подписано соглашение о совместном развитии этой территории. Автостоянка продолжала работать, с решением о её ликвидации и тогда не спешили.
В Городском центре управления парковками, в ведение которого перешел этот участок городской земли, сообщили, что площадка на площади Восстания передана им по поручению администрации Санкт-Петербурга «под временное управление», «в рамках подготовки и проведения в Санкт-Петербурге Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу 2018 года».
«Фонтанка» поинтересовалась подоплекой. В комитете имущественных отношений, который ведает всеми городскими землями, нам объяснили, что будка и шлагбаум демонтированы Центром повышения эффективности использования государственного имущества по заявке комитета, так как договор аренды истек.
В этой истории интересно, что договор аренды истек шесть лет назад. Как сообщает КИО, этот договор был заключен между городом и ЗАО «Торговый комплекс Московского вокзала» (ЗАО «ТКМВ») в 2007 году сроком на три года и расторгнут в 2010 году в одностороннем порядке в связи с истечением срока договора. В 2012 году было заключено соглашение между Петербургом и ОАО «Российские железные дороги» в области обустройства территории, прилегающей к вокзалу, в соответствии с которым было необходимо территорию освободить.
Но ни в 2010 году, ни в 2012 году никто ТКМВ с площади Восстания не выгонял, бывшие арендаторы продолжали платить городу за фактическое использование земли, по 123 917 рублей в квартал, то есть немногим менее полумиллиона рублей в год.
Возможно, секрет кроется в арендаторе. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», единственным учредителем ЗАО «ТКМВ» являлось АО «Управляющая компания «Форум», которое возглавляет Дмитрий Михальченко. До недавнего времени Михальченко – «петербургский бизнесмен номер один», который через аффилированные компании контролировал торговые площадки на пяти городских вокзалах.
В марте 2016 года Дмитрий Михальченко был арестован по обвинению в контрабанде элитного алкоголя. К октябрю 2016 года стало понятно, что перспективы у Михальченко невеселые – в то время, когда ряд задержанных по тому же делу дали признательные показания и заключили сделку со следствием, самому Михальченко срок содержания под стражей продлен до 29 декабря 2016 года, несмотря на предлагаемый залог в 100 миллионов рублей.
«Площадь Восстания является одним из наиболее загруженных участков улично-дорожной сети в центре города. В значительной степени это связано с отсутствием мест для посадки и высадки пассажиров легковых транспортных средств. И в преддверии проведения в Санкт-Петербурге спортивных соревнований международного уровня ведется работа для урегулирования данной проблемы», – говорит директор Городского центра управления парковками Артем Хрюкин.
«Урегулирование» проблемы может оказаться непростым, так как в настоящее время официально на этом месте не может существовать не только парковки, но и вообще никакого обособленного объекта. По данным публичной кадастровой карты Росреестра, этот участок площади Восстания никак не разграничен, это просто часть общественно доступной проезжей части.
В КИО на вопрос, каким образом отрезок проезжей части находился в аренде, ответили, что ранее этот участок был выделен под автостоянку, но с 2010 года кадастровый участок ликвидирован. А вопросы в 2016 году возникли исключительно в связи с соглашением с Октябрьской дорогой 2012 года. Всё остальное – домыслы.
Сейчас на загадочном участке силами Центра управления парковками организуется посадочная зона с 15-минутным бесплатным пребыванием. Схема движения изменена – заехать на площадку можно только со стороны Лиговского проспекта, въезд с площади Восстания перекрыт. Выезд будет организован только на Гончарную улицу, таким образом предполагается разгрузить площадь.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»