Общественная палата урезала состав петербургской общественной наблюдательной комиссии на треть и наполнила ее тихими людьми.
Общественная палата в конце прошлой недели опубликовала списки обновленных наблюдательных комиссий в регионах. К удивлению общественников, численность петербургской ОНК сократили на треть – с 40 до 25 членов. Помимо этого, назначение в комиссию не получили такие фигуры прошлого состава, как зампред ОНК Александр Кострыкин, Леонид Агафонов и Борис Пантелеев. Списки членов, которые эти члены комиссии направили в ОП, также были фактически проигнорированы палатой.
Зато из 18 кандидатур, представленных уполномоченным по правам человека в Петербурге Александром Шишловым, в ОНК вошли 11. В основном это представители организаций, борющихся с наркозависимостью, Красного Креста и «Ночлежки». Отметим, что в комиссию не прошли ни один из трех предложенных членов «Солдатских матерей в Петербурге», а также активисты «Гражданского контроля» и «Мемориала».
Новые участники петербургской ОНК мало известны в публичном поле, а также в поле правозащитной деятельности на ниве защиты прав заключенных и арестованных. Возможно, состав из тихих людей связан со скандалом, который произошел в августе 2016 года, когда предыдущий председатель ОНК Владимир Матус был арестован якобы за попытку подкупить начальника медсанчасти 78 ФСИН с целью перевода осужденного Тельмана Мхитаряна из колонии строгого режима, что в Республике Коми, в петербургскую межобластную больницу ФСИН имени доктора Гааза. Тогда СМИ связывали странную историю с борьбой за власть внутри комиссии.
Из предыдущего состава в ОНК-2016 остались помощник депутатов Цивилева и Милонова — Андрей Малков, священнослужитель Олег Скоморох и автоправозащитник Александр Холодов. По словам последнего, поскольку закон об ОНК предусматривает посещение спецмест составом не менее чем из двух членов наблюдательной комиссии, то все активные участники процесса вместе с собой пытаются провести группу поддержки. Это те люди, которых можно взять с собой в случае оперативного посещения учреждений. «Вполне возможно, это люди, которые неизвестны по линии правозащиты, но они – отзывчивые граждане, готовые помочь реальным общественным присутствием», – сказал Холодов.
Отметим, что, как писали СМИ, в московскую комиссию не попали такие люди, как журналист и член СПЧ Елена Масюк, известные правозащитники Вадим Коростылев из МХГ, Лидия Дубикова, Елена Гордеева. Зато в ней оказался Дмитрий Комнов, который руководил СИЗО «Бутырка» в то время, когда там содержался Сергей Магнитский.