Финский концерн Kesko продаст свою сеть «К-Руока» компании «Лента» за 11 млрд рублей. Избавление от продуктового бизнеса поможет ретейлеру сосредоточиться на развитии DIY-направления, считают эксперты.
Сегодня, 26 октября, Kesko Group сообщил о подписании соглашения о продаже продуктового бизнеса в России компании «Лента». Это уже второй финский ретейлер, сокративший присутствие в России за последний год. Лишившись конкурентных преимуществ из-за эмбарго и девальвации рубля, предприниматели из Суоми стоят перед выбором: наращивать долю рынка с помощью региональной экспансии или покидать его вовсе.
О намерении Kesko избавиться от сети «К-Руока» стало известно еще летом 2016 года: тогда финская компания сообщила, что обсуждала такую возможность, но к конкретным договоренностям это не привело. В конце прошлой недели стало известно о переговорах ретейлера с компанией «Лента».
Президент и гендиректор Kesko Микко Хеландер объяснил продажу «К-Руоки» неготовностью к дальнейшим инвестициям в продуктовый бизнес в России. «Мы сосредоточимся на развитии торговли продуктами в Финляндии и отказываемся от торговли в России, так как этот бизнес потребовал бы значительных капиталовложений», – сказал он.
В сделку войдут 11 продуктовых магазинов в Петербурге и Ленинградской области под брендом «К-Руока», а также три участка земли в Москве и Ленобласти и несколько административных и вспомогательных зданий. Ее сумма составит 11 млрд рублей (158 млн евро), которые покупатель заплатит наличными.
Закрыть сделку планируется к 30 ноября. Однако прежде предстоит получить одобрение Федеральной антимонопольной службы.
В «Ленте» подтвердили достижение договоренности. Как подчеркнул глава компании Ян Дюннинг, после закрытия сделки будет запущен процесс интеграции, в ходе которого магазины «К-Руока» перейдут под бренд российского ретейлера.
Объекты «К-Руоки» подходят «Ленте» как по формату, так и по месту расположения, отмечают в российской компании. Кроме того, почти все магазины находятся в собственности, что «полностью соответствует стратегии ретейлера». Сделка будет профинансирована из собственных средств «Ленты», а также за счет долгосрочных кредитных линий.
Kesko вышел на российский рынок в 2006 году, купив сеть строительных магазинов «Стройформат», которую перевела под свой бренд «К-Раута». В 2011 году финский ретейлер купил франшизу Intersport у сербской Delta Holding и начал развивать эту сеть в России. Первый продуктовый гипермаркет «К-Руока» был открыт в 2012 году. На данный момент сеть насчитывает семь магазинов в самой Северной столице (Урхов переулок, проспект Гагарина, Пискаревский проспект, Планерная улица, Парашютная улица, Шуваловский проспект, улица Симонова), а также торговые объекты в Петергофе, Сосновом Бору, Кингисеппе и Всеволожске.
В отчете за три квартала 2016 года Kesko указывает, что магазины «К-Руока» принесли ей 82 млн евро, что на 9,9% больше, чем за тот же период годом ранее. Рост выручки в рублях составил 26,6%. Впрочем, такая динамика может объясняться экспансией — с начала 2016 года сеть пополнилась тремя новыми магазинами. Показатели сопоставимых продаж компания не раскрывает.
Объём прибыли, которую продуктовый бизнес в России приносил Kesko, концерн тоже не называет, однако в сообщении о сделке с «Лентой» отмечается, что избавление от российского актива позволит улучшить показатель прибыли и денежного потока.
Ранее в этом году компания также сообщила о продаже сети магазинов спортивных товаров Intersport. «Этот бизнес не оправдал ожиданий, и ослабший рубль сделал его еще более сложным», – прокомментировал «Фонтанке.fi» глава Intersport Finland Юсси Миккола.
Уйдёт ли Kesko из России или же займётся развитием сети строительных магазинов «К-Раута»? Мнение эксперта читайте на «Фонтанке.fi».