Сегодня, 26 октября, Kesko Group сообщил о подписании соглашения о продаже продуктового бизнеса в России компании «Лента». Это уже второй финский ретейлер, сокративший присутствие в России за последний год. Лишившись конкурентных преимуществ из-за эмбарго и девальвации рубля, предприниматели из Суоми стоят перед выбором: наращивать долю рынка с помощью региональной экспансии или покидать его вовсе.
О намерении Kesko избавиться от сети «К-Руока» стало известно еще летом 2016 года: тогда финская компания сообщила, что обсуждала такую возможность, но к конкретным договоренностям это не привело. В конце прошлой недели стало известно о переговорах ретейлера с компанией «Лента».
Президент и гендиректор Kesko Микко Хеландер объяснил продажу «К-Руоки» неготовностью к дальнейшим инвестициям в продуктовый бизнес в России. «Мы сосредоточимся на развитии торговли продуктами в Финляндии и отказываемся от торговли в России, так как этот бизнес потребовал бы значительных капиталовложений», – сказал он.
В сделку войдут 11 продуктовых магазинов в Петербурге и Ленинградской области под брендом «К-Руока», а также три участка земли в Москве и Ленобласти и несколько административных и вспомогательных зданий. Ее сумма составит 11 млрд рублей (158 млн евро), которые покупатель заплатит наличными.
Закрыть сделку планируется к 30 ноября. Однако прежде предстоит получить одобрение Федеральной антимонопольной службы.
В «Ленте» подтвердили достижение договоренности. Как подчеркнул глава компании Ян Дюннинг, после закрытия сделки будет запущен процесс интеграции, в ходе которого магазины «К-Руока» перейдут под бренд российского ретейлера.
Объекты «К-Руоки» подходят «Ленте» как по формату, так и по месту расположения, отмечают в российской компании. Кроме того, почти все магазины находятся в собственности, что «полностью соответствует стратегии ретейлера». Сделка будет профинансирована из собственных средств «Ленты», а также за счет долгосрочных кредитных линий.
Kesko вышел на российский рынок в 2006 году, купив сеть строительных магазинов «Стройформат», которую перевела под свой бренд «К-Раута». В 2011 году финский ретейлер купил франшизу Intersport у сербской Delta Holding и начал развивать эту сеть в России. Первый продуктовый гипермаркет «К-Руока» был открыт в 2012 году. На данный момент сеть насчитывает семь магазинов в самой Северной столице (Урхов переулок, проспект Гагарина, Пискаревский проспект, Планерная улица, Парашютная улица, Шуваловский проспект, улица Симонова), а также торговые объекты в Петергофе, Сосновом Бору, Кингисеппе и Всеволожске.
В отчете за три квартала 2016 года Kesko указывает, что магазины «К-Руока» принесли ей 82 млн евро, что на 9,9% больше, чем за тот же период годом ранее. Рост выручки в рублях составил 26,6%. Впрочем, такая динамика может объясняться экспансией — с начала 2016 года сеть пополнилась тремя новыми магазинами. Показатели сопоставимых продаж компания не раскрывает.
Объём прибыли, которую продуктовый бизнес в России приносил Kesko, концерн тоже не называет, однако в сообщении о сделке с «Лентой» отмечается, что избавление от российского актива позволит улучшить показатель прибыли и денежного потока.
Ранее в этом году компания также сообщила о продаже сети магазинов спортивных товаров Intersport. «Этот бизнес не оправдал ожиданий, и ослабший рубль сделал его еще более сложным», – прокомментировал «Фонтанке.fi» глава Intersport Finland Юсси Миккола.
Согласно исследованию «Самые влиятельные финские компании в России», которое подготовили «Фонтанка.fi» и «Фонтанка.ру», Kesko занимает 4-е месте в списке крупнейших финских инвесторов на российском рынке (объем вложений оценивается в 450 млн евро), а также 2-е место по выручке (20,9 млрд рублей по итогам 2015 года). Очевидно, что по итогам 2016 года Kesko, сохранившая за собой только сеть «К-Раута», заметно сдаст позиции в рейтинге.
«Лента» - один из крупнейших российских продуктовых ретейлеров. На конец сентября 2016 она управляла 156 гипермаркетами в 72 городах и 42 супермаркетами в Москве и Петербурге. Выручка за девять месяцев 2016 года выросла на 21,3%, до 215,5 млрд рублей, – за счет открытия 16 гипермаркетов и 10 супермаркетов и роста сопоставимых продаж на 4,9%. Крупнейшим акционером является группа TPG (34%), в свободном обращении находится 57,54% акций.
Условия сделки по продаже «К-Руоки» выгодны для обеих сторон, считает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. «Финны продают сеть по рыночной цене и уходят с гордо поднятой головой, для «Ленты» - это хорошая возможность укрепить присутствие на Северо-Западе», - отмечает он.
По мнению эксперта, решение Kesko свернуть продуктовый бизнес является обоснованным: имея 11 магазинов, «К-Руока» не могла соперничать с крупнейшими российскими сетями по закупочной силе, что сказывалось на ее доходности. При этом на высококонкурентном рынке Петербурга мест для новых магазинов фактически не осталось, а развитие в регионах сопряжено со значительными капиталовложениями, на которые в условиях нынешней экономической ситуации финский бизнес не готов. Тем более что параллельно Kesko ведет экспансию своей второй сети «К-Раута». «Развивать оба направления было бы тяжело — поэтому лучше сосредоточиться именно на DIY (товарах для ремонта и стройматериалах. - Прим. ред.), где конкуренция ниже, чем на продуктовом рынке», - пояснил Федяков. По его мнению, Kesko вряд ли избавится от сети «К-Раута», поскольку после продажи «К-Руоки» концерну легче будет развиваться на рынке DIY.
Уход «К-Руоки» – не единственная потеря финского бизнеса в России за последний год. Ранее в 2016 году Stockmann закрыл сделку по продаже своего розничного бизнеса в России франчайзи британской Debenhams. При этом продуктовый супермаркет в ТЦ «Невский центр» в Петербурге продолжил работу под вывеской Stockmann, однако его оператором является местная сеть «Лэнд».
Вынуждена оптимизировать свои расходы и сеть Prisma. Компания закрыла магазин в ТРК «Континент» на Байконурской, сократила площади нескольких магазинов, а также вышла из ТЦ «Охта-Молл», где первоначально намеревалась арендовать помещение. Сейчас под управлением ретейлера работает 11 супермаркетов и пять гипермаркетов в Петербурге и Ленобласти. В сентябре компания сменила генерального директора: место Мариты Коскинен, возглавлявшей российский филиал с момента запуска, занял Ярмо Паавилайнен. Как сообщил «Деловой Петербург», в задачи топ-менеджера входит «обновление концепции сети Prisma в соответствии с ситуацией на рынке».
По мнению Ивана Федякова, Prisma испытывает те же проблемы, что и Kesko. Из-за эмбарго и девальвации рубля она лишилась конкурентных преимуществ перед российскими сетями, при этом проигрывает им в закупочной силе. Однако из-за особенностей формата ей сложнее найти покупателя. «Сейчас на рынке нет игроков, которые могли бы переварить этот актив», - считает эксперт.
Подробнее о том, как кризис и эмбарго сказались на результатах и инвестиционных планах финского бизнеса в России, читайте в лонгриде «Бизнес с финской ДНК».