Отказ стран Евросоюза от платного роуминга на своей территории может ударить по кошельку россиян. Эксперты национального рынка говорят об удорожании услуг на 20-25%.
О возможном подорожании услуг связи для путешествующих по Европе россиян сообщила 28 октября газета «Ведомости». Как отмечает издание, еще в прошлом году Европарламент принял закон об отмене платы за роуминг на своей территории с 15 июня 2017 года. Чтобы компенсировать потерю доходов, местные операторы решили повысить сбор для компаний, работающих вне ЕС, за совершение вызова в их сетях. Так поступили, к примеру, поставщики услуг сотовой связи Австрии, Болгарии, Хорватии, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Португалии, Словении, Испании.
Большинство европейских роуминг-партнеров либо уже обновили условия сотрудничества на 2017 год, либо находятся в процессе их обновления, подтвердили «Фонтанке» в пресс-службе «Мегафона». По данным оператора, стоимость интерконнекта (системы, определяющей расчет между операторами-партнерами за трафик, проходящий по «чужим» каналам связи. — Прим. ред.) выросла в 10 и более раз.
«Это, конечно же, самым непосредственным образом отражается на себестоимости звонков в международном роуминге», – подчеркивает представитель «Мегафона», однако, насколько именно вырастут услуги международной связи для россиян, компания пока сказать не готова.
Другие операторы «большой тройки» – МТС и «Вымпелком» (бренд «Билайн») – дать прогноз роста цен затруднились. При этом последний уточнил, что в последнее время его абоненты стали чаще пользоваться услугами связи за рубежом. «Например, по итогам второго квартала, объем исходящего голосового трафика на одного роумера увеличился на 37%, а объем потребленного дата-трафика – на 44%», – пояснили в компании, уточнив, что не хотели бы, чтобы «эта тенденция поменялась в обратную сторону».
А вот в Tele2 уверенно заявили, что изменение межоператорских расчетов на абонентов перекладывать не будут. «Роуминг не является маржинальной услугой – это в первую очередь средство для роста лояльности абонентов», – пояснили в пресс-службе оператора.
Сейчас стоимость минуты входящего вызова и исходящего звонка в Россию для находящегося в Европе российского абонента варьируется от 10 до 50 рублей за минуту. К примеру, самая дорогая связь у «Мегафона» – 49 рублей за минуту, у МТС – 25 рублей, у Tele2 – 15 рублей, у «Билайна» – 10 рублей (стоимость тарифа сравнивалась на примере Финляндии). Впрочем, у всех игроков есть пакетные предложения, позволяющие существенно удешевить переговоры. К примеру, МТС предлагает приобрести 60 минут за 250 рублей, таким образом, одна минута обойдется чуть дороже 4 рублей.
По словам одного из участников рынка, себестоимость интерконнекта прежде составляла 0,01 евро, или около 70 копеек, за минуту. Сейчас в некоторых случаях она достигает 0,2 евро, или 14 рублей.
Подорожания звонков из-за рубежа для россиян в такой ситуации не избежать, считает генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков. Число людей, едущих из России в Европу в путешествия или командировки, существенно выше, чем европейцев, приезжающих к нам, поэтому ответить симметричными мерами операторы не могут, а значит, переложат эти расходы на отечественных абонентов, пояснил он в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис].
По оценке эксперта, минута разговора подорожает в среднем на 20 – 25%. Однако в случае стандартного тарифа увеличение будет меньшим, а у пакетных предложений – бОльшим. «Вырастет стоимость, а число минут сократится», – пояснил Денис Кусков. А вот цена смс и мобильного интернета, вероятнее всего, не изменится.
Иного мнения придерживается Борис Горлин, редактор портала Telecomblog.ru. По его словам, взаиморасчеты российских операторов с европейскими партнерами не прозрачны, поэтому однозначно оценить грядущее подорожание нельзя.
По мнению эксперта, с одной стороны, участники рынка заинтересованы в повышении цен. «Рынок насытился и перестал расти, поэтому операторы не знают, что им делать. В такой ситуации цены на роуминг могут расти», – прокомментировал он в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис].
В то же время подорожание связи может привести к прямо противоположному эффекту. К примеру, абоненты будут предпочитать покупать сим-карты местных операторов или же звонить через мобильные приложения, такие как Viber или WhatsApp. «Качество такой связи зачастую даже выше, чем обычной», – отметил Борис Горлин. Это может привести к сокращению трафика, что обернется не ростом доходов, а их потерей, подчеркнул он.
Поэтому более логично повышать цены на те услуги, без которых абонентам будет сложнее обойтись. Например, недавно генеральный директор «Вымпелком» Михаил Слободин призвал участников рынка мобильной связи отказаться от безлимитных тарифов и поднять цены на мобильный интернет, в котором видит единственный источник прибыли.
Свои доходы от международного роуминга операторы не раскрывают. Однако, по экспертным оценкам, они составляют от 2 до 8% их выручки. Причем в 2015 году из-за сокращения выездного туризма они снизились на 20–30%.
Так, МТС во втором квартале 2016 года сообщила о снижении показателя OIBDA (операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов. – Прим. ред.) по России. Такую динамику компания объяснила, в том числе, ростом себестоимости международных звонков из-за девальвации рубля. При этом оператор фиксирует в целом по группе сокращение потребления услуг в роуминге (смс — на 31%, голосового трафика – на 35%), однако здесь учитывается не только международный, но и внутренний роуминг.
«Мегафон» сообщает о том, что во втором квартале сокращал цены на международный роуминг. В то же время изменение цен на услуги иностранных операторов «не будет иметь существенного влияния на финансовые показатели», так как в настоящее время «расходы на роуминг являются незначительными в составе себестоимости услуг», – говорится в отчетности оператора.
В Tele2 отмечают, что снижение количества звонков и смс при нахождении за границей этим летом произошло «пропорционально уменьшению общего числа тех, кто выезжал за рубеж». А вот объем интернет-трафика, потребленного абонентами из Санкт-Петербурга и Ленинградской области в международном роуминге, вырос почти в три раза по сравнению с прошлым годом.
«Самой популярной зарубежной страной для петербургских абонентов Tele2 традиционно стала Финляндия, также в пятерке лидеров – Белоруссия, Эстония, Украина, Греция. Из стран континентальной Европы наиболее посещаемыми были Испания, Германия и Латвия», – говорят в компании.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»