Губернатор Полтавченко официально подтвердил: в 2017 году стоимость проезда скакнет сразу на 10 рублей. Петербуржцам это «по плечу», уверен он.
О том, что с 1 января жетон будет стоить 45 рублей, а билет на автобус и трамвай – 40 рублей, «Фонтанка» рассказала еще в начале октября. Выступая перед депутатами ЗакСа 2 ноября, губернатор Георгий Полтавченко официально подтвердил этот прогноз. При этом стоимость проезда по карточкам и «Подорожнику» вырастет лишь в пределах инфляции, обещают чиновники. И кивают на опыт Москвы.
2 ноября градоначальник представлял в городском парламенте проект бюджета на 2017 год. Совокупная субсидия перевозчикам составит 28 млрд рублей, из которых метрополитен получит 12,1 млрд рублей, «Пассажиравтотранс» и другие автобусные перевозчики – 9 млрд, «Горэлектротранс» – 6,8 млрд. Это лишь на 1,7 млрд больше, чем в текущем году, поэтому растущие аппетиты транспортников придется покрывать за счет увеличения тарифа. Основной вопрос, на который чиновники официально не отвечали до последнего времени, – каким именно будет рост.
Губернатор Георгий Полтавченко, видимо, понимал, что депутаты неизбежно спросят его про планы по индексации тарифов. Поэтому он назвал новые ставки прямо в своем выступлении: после 1 января один жетон будет стоить 45 рублей, билет на автобус, трамвай и троллейбус – 40 рублей. Криков возмущения в зале не послышалось – то ли депутаты уже знали об этом, то ли, благодаря служебным автомобилям, редко пользуются общественным транспортом.
Таким образом, стоимость проезда в новогоднюю ночь вырастет сразу на 10 рублей: сейчас жетон стоит 35 рублей, билет на наземном транспорте – 30 рублей. В Смольном подвели под свое решение серьезное социально-экономическое обоснование. «Речь идет только о разовом тарифе. Как правило, он затрагивает интересы либо туристов, либо пассажиров, редко пользующихся общественным транспортом. При этом стоимость проездных билетов длительного пользования вырастет максимально на 7,7%», – объяснил губернатор.
По его мнению, новые тарифы «по плечу» основной массе жителей. Впрочем, пока петербуржцы не понимают социально-экономического обоснования, подготовленного Смольным. «Фонтанка» спросила читателей, нормальной ли им кажется заявленная индексация. Почти 52% категорически ответили: «Нет». Еще 44% эмоционально предложили чиновникам «самим ездить на таком транспорте». И лишь 4% заявили, что готовы платить на 10 рублей больше.
Впрочем, по статистике ГКУ «Организатор перевозок», сейчас всеми возможными видами проездных пользуются 75,7% горожан. Сюда относятся и льготные билеты (ученические, студенческие, пенсионные), и месячные, дающие право проезда на одном или всех видах транспорта, и «Подорожник», работающий как «электронный кошелек». По ним, в соответствии с планами Смольного, проезд будет стоить дешевле заявленных 40 и 45 рублей.
По аналогичному пути в 2015 году пошла Москва. Там разовый билет стоит 50 рублей. При этом достаточно купить карту «Тройка» – аналог нашего «Подорожника» – и положить на нее деньги, чтобы стоимость прохода в метро сразу упала до 32 рублей, а посадка в автобус – до 31 рубля. Отметим, что средства на «Подорожнике» лежат нетронутыми в течение трех лет, то есть этот способ оплаты будет удобен и тем петербуржцам, которые редко пользуются общественным транспортом. Хотя далеко не все знают, что деньги не сгорят через месяц.
«Конечно, нужно было давно начать объяснять гражданам, что повышение не так страшно, так как можно купить "Подорожник". Но мы не могли делать это, пока город официально не объявит размер нового тарифа. А когда мы сейчас начнем объяснительную кампанию, мы все равно не сможем сказать, сколько будет стоить проезд по карточкам. Еще нет соответствующего постановления комитета по тарифам. Так что это будет успокоение "на пальцах"», – сетует собеседник в комитете по транспорту.
Альтернативой столь резкой индексации тарифов было бы увеличение размера бюджетной субсидии. Однако губернатор честно признал – денег в бюджете нет. «С учетом того, что городу нужно решать и многие другие вопросы, мы не можем себе позволить, чтобы дополнительно стимулировать перевозчиков», – заявил Георгий Полтавченко с трибуны Законодательного собрания. К числу трат, которые нельзя секвестировать, относятся расходы на подготовку к чемпионату мира по футболу и на выплату субсидии концессионеру строительства Западного скоростного диаметра. Кроме того, вырастет и содержание смольнинского гаража: в 2017 году на автотранспортное обслуживание чиновников будет потрачено 820 млн рублей против 750 млн в этом году.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»