Читала американскую прессу. Много думала. Грустила и радовалась. Плакала и смеялась. В общем, эмоций через край. Все потому, что на этих выборах в Соединенных Штатах очень много говорят о женщинах. И женщины тоже говорят.
Умные политологи уверяют, что именно выборы-2016 проходят в США под знаком феминизма. Не из-за того, что впервые хозяйкой Овального кабинета может стать представительница лучшей половины человечества и надо срочно придумывать титул для ее супруга. Действительно, «первый джентльмен» звучит странновато. Но лингвистически, если что, выкрутятся. Пугает другое.
Женщины, права женщин, отношение к ним, сексизм стали пунктом первым в повестке дня. Особенно после того, как Дональд Трамп приволок на дебаты дам, пострадавших от любвеобильного Билла Клинтона, а в ответ получил аудиозапись с собственными скабрезностями относительно женщин и серию обвинений: лапал, щупал, звонил по телефону, добивался свиданий. Кого только не атаковал брутальный миллиардер, от домохозяек до тренеров по йоге и голливудских актрис. Все они чувствовали себя униженными и оскорбленными, о чем и рассказывают спустя годы.
Пресловутые «Pussy Riot» аккурат к выборам выпускают клип по мотивам антитрамповской секс-кампании, в котором рисуется «будущее Америки при Трампе»: американская полиция, сильно смахивающая на гестапо, клеймит несчастную девушку-героиню, как лилльский палач миледи, за чудовищные преступления вроде несоответствия телесным стандартам, сексуальную ориентацию или российское гражданство. В финале ее изнасиловали, убили и даже продали на органы. Все умерли. Все очень грустно.
Правда, не уверена, что столь назойливый мизераблизм имеет отношение к правам женщин. Вообще, в целом и в принципе.
Сразу признаюсь, лично я – феминистка. Я за гендерное равенство, равные права, равную оплату за равный труд и прочие достижения эмансипации, над которыми любят потешаться брутальные мачо в России.
Но, когда читаешь американскую прессу, бросается в глаза совсем другое. Вот милая девушка-журналистка признается, почему она видит в Трампе своего потенциального насильника, и описывает последние дни своей жизни: во вторник шла с работы, к ней пристали двое мужчин, преградили дорогу и начали громко комментировать ее внешность. В среду на другой улице двое других мужчин, стоявших в дверях дома, мимо которого она проходила, кричали сальности, оглядывали ее сверху донизу и облизывали губы. Она уверяет, что постоянно подвергается таким вот мелким домогательствам на улице, в метро и даже на работе.
Она работала как журналист в Законодательном собрании Техаса, где мужчины в том же здании чутьли не каждый день преследовали ее навязчивыми приставаниями. А когда она написала статью о неуместных ремарках, постоянно звучавших в адрес женщин-законодателей, сотрудниц Легислатуры и журналисток, выяснилось, что ровно то же самое творится в законодательных органах по всей стране, в том числе в Нью-Йорке.
В США, где пресловутые sexual harassment преследуются с середины 1960-х, такой печальный результат в 2016-м. Американская журналистка живет в сексистском аду.
Я живу в России, где над феминизмом потешаются. Хожу по улицам и по магазинам, бываю в кино и театрах. Всякое, конечно, бывает, но чтобы так, каждый день, оскорбления и домогательства? Постоянно, настойчиво на улице, в метро и на работе? Даже если место работы Законодательное собрание?
Я по долгу службы неоднократно бывала в Мариинском дворце, в Смольном, доводилось и в Белом доме, и в Кремле. Никаких открытых проявлений сексистской агрессии, никаких навязчивых приставаний.
Я не знаю, о чем треплются эти уважаемые депутаты, министры и председатели комитетов после интервью или пресс-конференций (никто не записывал их откровения в спортивной раздевалке или бане, а может, записывал, но придерживает пленку до времени, как в случае с Трампом), но на публике они ведут себя преимущественно корректно. Почти всегда.
Среди журналистов Петербурга два-три, не больше, позволяют себе откровенно сексистские публичные выходки, а ведь Россия – патриархальная и отсталая страна. Но в плане такой вот описанной в прессе США «домогательской» вакханалии Россия – рай для женщин. Что меня как феминистку не может не радовать.
Как же так получается, что прогрессивная журналистка из США, где сегодня предвыборная кампания посвящена правам и свободам женщин, живет в сексистском аду и видит в кандидате в президенты своего насильника, а у нас в густопсовой древности и архаике все не так грустно, фактически рай?
Может, все же дело не в сексизме, неуемных домогательствах того же Трампа, а в выборах? И карту феминизма и женских прав просто разыгрывают ради победы любой ценой?
Тут еще один повод загрустить и посочувствовать американским феминисткам, которые скоро пойдут голосовать. Выбор у них невелик.
С одной стороны Трамп, самодовольный мачо, любитель манекенщиц, бахвал, склонный говорить сальности и лапать женщин.
С другой стороны стойкая феминистка Клинтон, которая отчего-то уже много лет живет и не пытается развестись с блудливым мужем, хотя его обвиняли в изнасилованиях, домогательствах и который соблазнял, причем небезуспешно, стажерок прямо в Белом доме, да еще лучшая подруга с мужем – любителем секстинга с малолетками, за что его уже прищучило ФБР.
Вот отчего я грущу и очень сочувствую американским феминисткам-избирательницам. Идти на такие выборы – все равно что съесть кактус.