Если военный подписал акт за невыполненные работы и срок давности по его уголовному делу истёк, его нельзя привлечь к материальной ответственности. Такое решение опубликовал сегодня Конституционный суд России. Существующие законы он назвал нарушающими «презумпцию невиновности» и «фундаментальные гарантии прав личности».
Дело касалось полковника Дмитрия Батарагина, попавшего в 2012 году в деликатную ситуацию. Мужчина командовал воинской частью, порядок в которой поддерживало небезызвестное ОАО «Славянка». Фирма получила за свою работу больше 3,5 миллиона рублей. Но военные юристы пришли к выводу, что почти 2,5 из них были выплачены необоснованно. Акты за фиктивную уборку подписал лично Батарагин. Уголовное дело о халатности закрыли из-за истечения сроков давности. Но в 2015 году суд по гражданскому иску предписал полковнику выплатить миллион рублей.
Служители Фемиды руководствовались Законом «О материальной ответственности военнослужащих», и именно этот акт господин Батарагин оспорил в КС. Документ «ограничивает права военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами» и позволяет возлагать на офицеров материальную ответственность вне зависимости от привлечения к уголовной, дисциплинарной или административной ответственности, пожаловался заявитель.
Сегодня стало известно, что КС встал на сторону полковника. Свою позицию судьи обосновали ссылкой на принцип «презумпции невиновности» и обозначенные в Конституции «фундаментальные процессуальные гарантии прав личности». КС рекомендовал Госдуме переписать статьи 3 и 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих». Дело же Батарагина о выплате миллиона придётся пересмотреть.