Ранцевый парашют изобрел петербуржец Глеб Котельников. Или все-таки не он? Может быть все же Леонардо да Винчи? Запутанную историю изобретения парашюта и первых "спусков с небес на землю" распутывает архивариус интернет-канала [Фонтанка.Офис] Константин Ранкс.
Сегодня прекрасный повод, что бы подумать о том, как рождаются мифы, и их разоблачения, которые отличаются от мифов разве что своим знаком... Итак, 9 ноября 1911 года по одним данным актер и изобретатель-любитель Глеб Котельников успешно испытал свой ранцевый парашют, по другим — получил на него так называемое «охранное свидетельство» – то есть справку о подаче заявления на изобретение.
В советские годы очень часто то, что изобрел Глеб Котельников называли «первым в мире парашютом». И я прекрасно помню, как в конце 80-х стало модно шутить на эту тем — мол сделал он это в соавторстве с Леонардо да Винчи :-)
Так стало чуть ли не хорошим тоном реагировать на фамилию этого человека. И при случае с «ученым видом знатока» отметить, что вообще то показательные прыжки с парашютам были популярны и в России вплоть до начала Первой мировой.
Все это было бы достойно внимания, и легенда и ее опровержение, если бы не одно «но». Парашюта Котельников действительно не изобретал. Он придумал нечто другое — а именно ранцевую систему с двуточечной подвеской.
Дело в том, что действительно, к началу ХХ века прыжки с парашютом уже не были абсолютной диковинкой. Еще в 1797 году Андре-Жак Гарнерен спустился на землю на парашюте, который был прикреплен к воздушному шару. Он повторял эти прыжки перед публикой многократно, и даже его сестра самостоятельно совершила несколько десятков прыжков.
В XIX веке в России гремела слава парашютистов Древницких из Варшавы. Братья Юзеф и Станислав, и их сестра Ольга восхищали публику. К 1910 году на счету Юзефа было более 400 прыжков и все они были удачными. Но все эти прыжки были с воздушного шара, и купол парашюта был свободен и расправлен. На самолетах так же устанавливали парашюты — но они крепились к самому самолету, и в случае разрушения аэроплана в воздухе, как случилось с летчиком Львом Маневичем в 1910 году , они уже не могли помочь.
Но была еще одна проблема — управление парашютом в воздухе. Парашютисты вращались вокруг точки схождения строп, и что бы прекратить это, вынуждены были хвататься за них.
Вот как раз Котельников придумал, как этого избежать. Он сложил парашют из шелковой ткани без какой либо пропитки в ранец, при этом разделив стропы на два пучка, которые крепились за две лямки на плечах пилота. Ранец мог сработать даже если пилот терял сознание. И парашют из принадлежности самолета стал принадлежностью самого пилота. И вот именно на это изобретение - ранцевую систему парашюта, Котельников весной следующего года получил французский патент.
Можно задаться вопросом — а что в России? А вот в России главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович счел, что парашюты — вещь вредная, так как летчики не будут с ними бороться за жизнь машин. «Людей у нас много, а аэропланы мы закупаем за границей» – заявил этот деятель.
А Котельников... Великий петербуржец сделал еще много изобретений в этой области.
Архив всех программ Nota Bene доступен здесь.