Фёдор Чистяков, лидер группы "Ноль", выпустил альбом "Ноль+30, который презентует 13 ноября. Накануне музыкант дал интервью в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис], в котором поведал, что ради Татьяны Булановой музыканты "Ноля" сыграли самую "олдовую" версию "Человека и кошки", о летающих котах на каждый холодильник, а также о том, что Федор и сам готов полететь в космос, чтобы сыграть там live.
Ну а трансляция, само собой, пойдет через интернет-канал [Фонтанка.Офис].
Эфир c Федором Чистяковым начался с прослушивания перепетого хита группы "Ноль" "Цикорий" с многократно повторяющимся рефреном "Люди, одумайтесь, вы все сошли с ума".
Александра Емельянова: Итак, мы все сошли с ума. Пытаемся задуматься. Именно на этой волне начинаем разговор с Фёдором Чистяковым. Как бодрость духа? Как добрались до нас через сугробы?
Фёдор Чистяков: Добирался не быстро, но очень уверенно (главный синоптик Петербурга Александр Колесов перед эфиром сообщил [Фонтанка.Офис], что такого снежного и холодного ноября в Санкт-Петербурге не было десятки лет. – Прим. ред.).
Николай Нелюбин: Мы в анонсе нашего эфира так и написали:
Фёдор едет-едет
Сквозь снежные завалы,
Новый диск волшебный
В офис наш везёт.
Человек и кошка
Вышли из подвала,
Дядя Федя Чистяков
Снова "НОЛЬ" поёт!
НН: То, что вы запели старые песни, – сенсация для многих. Что случилось? Молчание, которое почти 20 лет продолжалось, когда вы не пели старые песни, прервалось. Вы стали петь "Ноль".
ФЧ: Это не вчера случилось, если говорить про "сенсацию". Где-то с 2009 года я стал петь песни группы "Ноль". Да, это были отдельные песни. Для того чтобы получился целый альбом, как раньше писали в школьном учебнике по литературе: "Базарову был нужен толчок".
НН: Кто стал или что стало тем самым толчком?
ФЧ: В начале этого года я прочитал сообщение в Интернете о том, что "Фёдор Чистяков и группа "Ноль" записали специальный альбом "Ноль+30". Я стал разбираться. Оказалось, что это какой-то сборник. Удалось прекратить его распространение, но я понял, что такой сборник надо делать, иначе его снова будут делать без меня.
НН: Спасибо пиратам!
АЕ: И вы решили сделать его под тем же названием?
ФЧ: Примерно. Точно не помню, что там было. Но мы после обсуждения разных названий остановились именно на этом "Ноль+30".
АЕ: А если кто-то ещё придумает подобную "новость" про Фёдора Чистякова, вы сделаете это реальностью?
ФЧ: Нет. Но в данном случае уже был "социальный запрос". Идея витала в воздухе. Так оно и получилось.
АЕ: Дело сделано. Вы принесли этот настоящий диск с картиной Николая Копейкина на обложке…
ФЧ: Это не Копейкин! Это Ложкин!
НН: Тот эфир с Васей Ложкиным, когда он привёз картину специально для Фёдора, вела Ольга Маркина и Саша не знает, что перед тем, как эти летающие коты достались Фёдору, они побывали здесь. Как скоро всё это будет презентовано?
ФЧ: Клуб "Космонавт", 13 ноября. Там будут диски, футболки, магниты! Летающие коты на каждый холодильник!
АЕ: А для адептов виртуального мира?
ФЧ: Для них вообще всё, что было возможно сделать, уже сделано. Все электронные музыкальные площадки уже с этим альбомом. Но там выложена версия альбома из 11 треков. Неполная. Просто потому что 12-й трек мы не успевали записать. Было пора выкладывать файлы, иначе бы мы не успели с цифровым релизом. Но полная версия цифровая доступна на официальном сайте (http://fchistyakov.ru). Диск будет на концерте и потом в магазинах.
АЕ: Это же тот самый 12-й трек, который был записан вместе с Татьяной Булановой?
ФЧ: Да.
НН: Ехидный слушатель замечает – с Булановой дядя Федя спел, а с Лепсом – слабо?
ФЧ: Да ну его. Лепс бородатый (смеётся).
НН: Как вообще возникла идея записаться с Татьяной Булановой? Она сразу согласилась?
ФЧ: Я не знаю. Это всё директор проекта Юрий Чернышевский. Он поговорил с Татьяной и предложил мне. Должны были согласиться обе стороны. На самом деле у меня были сомнения. До самого последнего момента мне было непонятно, как она будет петь песню "Человек и кошка", но оказалось, что хорошо. До этого мы не были знакомы.
НН: Следующая пластинка Чистякова – совместный альбом с Татьяной Булановой? Или Фёдор теперь будет петь её репертуар?
ФЧ: Я обычно ничего не анонсирую!
АЕ: Расскажите, кто снимал вам этот клип?
ФЧ: Мой телефон. Лёша Смирнов (гитарист нынешнего состава группы Фёдора Чистякова, в прошлом лидер группы "Кафе" .– Прим. ред.) говорит, дай поснимаю, пока пишете. Просто пошёл и снял всё. Я потом смонтировал.
НН: Как сказал Фёдор вне эфира – дуэт Красавицы и Чудовища.
ФЧ: Ну да. Я же персонаж с обложки диска. Я ору нечеловеческим голосом страшные песни про тяжёлую жизнь.
НН: Про "страшные песни про жизнь". Давайте про набор старых песен "Ноля" для этой пластинки поговорим. Почему именно они? Трек, который открывает альбом, – "Северное буги". Для тех, кто знаком с творчеством Фёдора, просто "на автомате" дальше должен идти трек "Имя". С его балалаечкой и грустной историей про то, как подросток стал взрослым…
ФЧ: Теперь это называется "стал взрослым"!
НН: И вы нас сразу переселяете в "Коммунальные квартиры".
ФЧ: Всё просто. Просто песни, которые здесь, они для нашего нынешнего состава просто уже накатаны и наиграны. Были уже хорошие аранжировки. Оставалось только записать. Плюс были ранее у нас эксперименты. Песня "Уже человек". Она не была записана ни на одном альбоме. Но она была на каком-то концертнике в очень приблизительной версии. Песню "Человек и кошка" на концертах мы играем в другой версии с другим текстом. Но Татьяна захотела спеть именно оригинальную версию, как на альбоме "Песни о безответной любви к Родине". Мы специально взяли себя в руки и переиграли классическую версию один в один. Даже Николс (Алексей Николаев – музыкант классического состава группы "Ноль". – Прим. ред.) сыграл на балалайке, как тогда.
НН: То есть специально ради Татьяны Булановой фактически реюнион музыкантов "Ноля" состоялся?
ФЧ: Да. Николс даже спел две песни для альбома "Ноль+30". Не многие знают, но изначально именно он был вокалистом. Я не думал, что я буду петь. Но я придумал песню "инвалид нулевой группы". Эта песня очень понравилась Андрею Тропилло (легендарный советский и российский музыкальный продюсер, который записал большое количество классических альбомов "русского рока". – Прим. ред.), и он сказал, что мне больше не надо играть на гитаре, а играть надо на баяне и петь. Дальше пошла совсем другая история.
НН: Чем сейчас занят Николс?
ФЧ: У него своя продакшн-студия. Занимается звукозаписью.
АЕ: Он примет участие в концерте? Или это секрет?
ФЧ: Да. Примет. И на самом деле это секрет. Хотели сделать это сюрпризом. Ну раз вы задаёте такой вопрос...
НН: Вы ведь не только старые песни стали петь, но и архивное видео публиковать на своём youtube-канале. Совершенно чумовые записи. Например, со съёмок клипа на песню "Иду, курю" режиссёра Бахыта Килибаева (сценарист и режиссёр, соавтор сюжета фильма "Игла", автор знаменитых рекламных роликов "МММ" в начале 90-х. – Прим. ред.). Великое видео, как и фильм "Гонгофер", снятый им же. Сперва про фильм. Фанаты такого кино спрашивают, будет ли он когда-нибудь издан в нормальном качестве?
ФЧ: Это к Бахыту скорее вопрос. Я не очень понимаю этот фильм. О чём он? Кто его должен смотреть? Тем не менее это значительная часть моей истории, поэтому я, конечно, хотел бы, чтобы он был переиздан в нормальном качестве. В этом фильме очень удачно встроилась моя музыка. Хорошая и правильная сцена, где звучит песня "Имя".
НН: Песня там звучала, когда герой ленты – простой парень из глубинки, казак Колька Смагин после поездки в Москву и знакомства с коварной женщиной Ганной понимает, что потерял свои глаза. Что они потеряли свой цвет.
НН: Возвращаясь к вопросу про ещё не возвращённые в репертуар другие старые песни "Ноля", можно ли ждать, что вы станете петь и эту песню?
ФЧ: На самом деле "Имя" уже была записана и издана на концертном релизе "Концерт на улице Ленина". Просто прямо сейчас она у нас не освоена.
НН: То есть, как было раньше у Фёдора Чистякова, сейчас уже нет идеологических табу на старое творчество? Только технические?
ФЧ: Конечно, ещё есть момент "настроения". Та же мысль про 30-летие связана с группой, которая называлась "Нулевая группа". В 1986 году ещё не было группы "Ноль". Тогда вышел наш первый альбом – "Музыка драчёвых напильников". И чтобы отметить именно 30-летие, мы подняли две песни из того альбома: "Мы идём пить квас" и "Радиолюбитель". И именно по настроению они совпали со всем остальным и получились. То есть всё приходит в своё время.
НН: Возвращаясь к активному творчеству, оно у вас действительно в активной фазе. В апреле презентовался альбом"Без дураков", и вот ноябрь, и снова.
ФЧ: Первоначально я не планировал его писать, жизнь заставила. Пришлось дать пятилетку за три года, в этом году четыре месяца провел на подводной лодке под названием "студия звукозаписи", это рекорд.
НН: Дальше будут гастроли и концерты?
ФЧ: Да, все расписано на полгода вперед. Недавно впервые в жизни был в Прибалтике, в Таллине и Риге. Там народ "Улицу Ленина" поет хором. Вскоре едем в Тель-Авив. Еще в географии отмечен Саратов, Калуга, Минск.
НН: А за океан?
ФЧ: Сейчас идут переговоры, я думаю, все это состоится, в июне 2017 года там будет фестиваль JetLAG.
НН: А вы следите за Америкой?
ФЧ: Нет, я настолько занят сейчас своими делами, что меня и так не хватает, у меня голова еле держится. Ну, посмотрел я, Трамп мужчина такой, внушительный.
АЕ: А за тем, что происходит у нас в стране, вы успеваете как-то следить, нет?
ФЧ: А что, например, я пропустил? Вы-то тут как снегоуборочный комбайн, каждый день разгребаете информационные завалы…
НН: Почему на новом альбоме меняются слова в некоторых новых песнях? В той же "Клице Ленина"?
ФЧ: Дело в том, что после первой "улицы Ленина" была еще написана песня "Улица Ленина, 20 лет спустя". И в результате как-то сложилось и прижилось, пошло как-то хорошо и гармонично, на концерте петь первые два куплета старой песни и третий новый. И это уже такая опробованная версия, обкатанная.
Время течет как река и уносится в прошлое,
Живу я в свободной стране, все цивилизованно.
Но только чего-то не понял, а то ли мерещится,
Как будто бы все то же самое, но только по-новому.
Снова как будто стою на улице Ленина,
И у меня дежавю время от времени.
Вот думаю я, куда же попали мы,
Как хорошо, что не на улицу Сталина.
И вот я снова пою на улице Ленина,
Как меня зарубает время от времени.
НН: Народ в зале уже подпевает эти четверостишия?
ФЧ: Да, абсолютно хорошо это воспринимается и никогда не вызывало никаких сомнений. Все легло.
АЕ: Вопрос от слушателей: Федор Чистяков всегда выступал в жанре "отвратительное пение", получается мило, главное, чтобы искренне. А может так случиться, что вы попробуете себя еще в каком-нибудь жанре?
ФЧ: Ну, попробую в жанре "неотвратительное пение". Но я не Эрос Рамазотти, у меня поэтому отвратительное пение и такие обложки.
НН: У Федора разное пение, и, возможно, стоит потратить время и переслушать. Вы, кстати, считали, сколько по времени занимают все альбомы "Ноля" и выступления Федора Чистякова в разных составах? Месяцами можно слушать.
ФЧ: Да, наверное.
АЕ: Но вы-то сами слушаете свою музыку, старые записи?
ФЧ: Иногда да. Меня периодически "заносит" на "Яндекс. Музыку", и там я смотрю, что у меня в профиле происходит.
НН: А бэк-вокал на новом альбоме, эти волшебные ангельские женские голоса, почти как у позднего Дэвида Гилмора... Да что уж там почти – лучше. Кто это?
ФЧ: Неудивительно, что как у Дэвида Гилмора, потому что эти две девушки поют в группе «ПинкФлойд Шоу». PinkFloyd – это одна из любимых моих групп, они подарили множество штампов-ходов, приемов, идей. К примеру, допустим, песня «Будет все хорошо», она на самом деле сделана под PinkFloyd.
НН: Вопрос от пользователя: забвение – это страшно?
ФЧ: Давайте промотаем этот вопрос, хотелось бы что-нибудь посущественнее.
НН: Хорошо. Хотел бы Федор полететь в космос?
ФЧ: Ну, конечно, скоро я уже не полечу туда, меня уже не возьмут в космонавты, но вообще, конечно, это же потрясающе совершенно. Интересно.
НН: То есть если будет оказия…
ФЧ: То можно будет захватить туда человека и кошку, баян и устроить онлайн-трансляцию.
НН: С помощью интернет-канала [Фонтанка.Офис]. Ок, ждем, что скажет Роскосмос. Мы готовы. Еще коварный вопрос: юбилейная традиция вас прибрала к себе, а раньше вы этим не увлекались. Мы теперь можем ждать 30-летия альбомов, раз в пару лет по хронологии? Как у Кинчева и "Алисы" – у него есть 20 лет альбому "Шабаш", и он полностью на концерте альбом проигрывает от и до. А у вас, допустим, "Северные буги" через 4 года.
ФЧ: Мне эта идея не очень нравится. Мне кажется, когда юбилеи каждый год – это становится чем-то обыденным. И потом, сейчас история с этим альбомом и с последующими концертами, она поглощает и время, и силы, а еще есть желание куда-то дальше двигаться. Я не думаю, что я хочу застрять в ежегодном ностальгировании.
НН: Но тогда с вас будут требовать что-то новое, спрашивать, замучают вопросами: а где нецензурный "Ноль" того периода, это же будут кричать из зала.
ФЧ: Справимся.
НН: Как вы насчет переизданий, различных боксов: разом в один чемодан все ссыпать и потом за многие тысячи продавать.
ФЧ: Вообще этим занимаются издающие компании.
НН: Будет предложение, будет диалог?
ФЧ: Да
НН: А "Ноль" можно издавать? Права на него у кого?
ФЧ: На самом деле такой бокс он сейчас делается отделением "Выход", это какие-то неизданные DVD, что-то старое.
АЕ: Как у вас взаимоотношения с РАО?
ФЧ: Хорошие.
АЕ: Они вам исправно платят?
ФЧ: Ну, там невесть что, но да.
НН: Спасибо, доброго слушателя и пусть все слова поют, без исключения!
Николай Нелюбин, специально для "Фонтанки.ру".