Объем продаж контрабандных сигарет в России за год увеличился в 1,5 раза, говорится в исследовании аналитического агентства INFOLine. По данным экспертов, в первом полугодии 2016 года в России было продано около 5,5 млрд штук нелегальных сигарет, что составляет 4,4% рынка в натуральном выражении. Годом ранее этот показатель составлял 2,8%.
По оценке аналитиков, торговлю нелегальной табачной продукцией осуществляют не менее 45 тыс. торговых точек традиционной торговли с продуктовым ассортиментом (13,4% действующих торговых точек) и более 10 тыс. нестационарных лотков. Причем если первые продают от 1 до 3 блоков в день, то вторые – от 2 до 5 блоков в день.
В Северо-Западном федеральном округе доля продажи контрабандных сигарет превышает общероссийский уровень (их продают 15,8% традиционных магазинов против 13,4% соответственно). По данным INFOLine, наиболее востребованной в Петербурге и областях региона является белорусская марка Fest.
По словам участников рынка, рост продаж незаконной продукции обусловлен более привлекательной ценой. «При средней стоимости пачки сигарет низкоценового сегмента на уровне 79 рублей легальная продукция российских фабрик не способна конкурировать со значительно более дешевой контрабандой и контрафактом, вынуждая и производителей, и розницу реагировать на быстрорастущий интерес потребителей в пользу недорогих марок сигарет», – констатирует вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Киселев.
Причиной такой ситуации стал «значительный рост ставок акцизов в России и увеличивающийся дисбаланс налоговой нагрузки с Белоруссией, Казахстаном и другими странами Евразийского экономического союза», считают в INFOLine.
По оценке аналитиков, потери российского бюджета составят более 20 млрд рублей, в том числе не менее 17 млрд рублей от неуплаты акцизов и не менее 3 млрд рублей в связи с неуплатой НДС и налога на прибыль из-за сокращения продаж легальной табачной продукции.