В 2017 году 3 миллиарда на текущий ремонт дорог Петербурга разделят максимум три подрядчика. Остальные пойдут к ним на поклон. Игроки рынка готовы назвать победителей.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры подготовил документацию для проведения конкурсов по текущему ремонту дорог в 2017 году. Как стало известно «Фонтанке», в Смольном решили нарушить многолетнюю практику: на этот раз все объекты объединены в три крупных лота стоимостью 1 млрд каждый. Игроки рынка заранее называют имена победителей.
Обычно программа текущего ремонта разбивается на значительное число лотов средней стоимостью от 100 до 500 млн рублей. Например, в 2013 году было объявлено 14 тендеров, в 2016-м – 9 (без учета торгов, проведенных летом после корректировки бюджета). В некоторых случаях на аукцион выставлялось право подлатать асфальт в одном конкретном районе, в других – в нескольких районах.
Это позволяло участвовать в конкурсах малоизвестным компаниям, которые постепенно нарабатывали опыт генподрядных работ. Например, с ремонтных работ начинала свое восхождение на дорожный Олимп Петербурга компания «А-Проект», которая принадлежит родственникам экс-замминистра финансов Дмитрия Панкина. Награда на вершине Олимпа – подряд на строительные работы, а не ремонт. Недавно «А-Проект» стал победителем конкурса на достройку продолжения Обводного канала за 500 млн рублей, откуда ушел обанкротившийся «Мостострой-6».
Эта многолетняя практика была нарушена только один раз: летом 2016 года Дирекция транспортного строительства, подведомственная КРТИ, объявила два тендера, стоимость каждого составила 1 млрд рублей. Деньги были выделены в рамках весенней корректировки бюджета. Адресную программу разделили по самому простому принципу, проведя границу по Неве: в один лот вошли все дороги к северу от реки, в другой – к югу. В Смольном говорили, что благодаря этому удалось быстро найти подрядчиков и выполнить работы до начала зимы, а не тратить драгоценное время на конкурсные процедуры и тяжбы в антимонопольной службе.
Эта новация, судя по всему, приглянулась чиновникам. Вся программа 2017 года будет разделена на три лота стоимостью 1 млрд рублей каждый. В сумме получится около 3,1 млрд рублей. Именно столько денег выделено в бюджете следующего года на текущий ремонт дорог. В один войдут северные районы города, в другой – юго-восточные, в третий – юго-западные. В предварительный адресный перечень ранее были включены Невский проспект на участке от площади Восстания до площади Александра Невского, Садовая улица, Большой Сампсониевский проспект.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры подготовили целое обоснование своему решению. В ведомстве считают, что при разбивке лотов по районному принципу подрядчики неизбежно выходят на адреса в разное время, не координируя работы друг с другом. «Возможность уменьшения транспортной напряженности обуславливается тем, что разработка схем организации дорожного движения производится исходя из общей транспортной обстановки по одному из лотов. Это дает возможность определить наиболее короткие сроки работ, очередность закрытия или ограничения движения», – говорится в справке ведомства.
Кроме того, как полагают чиновники, при таком делении учитывается местоположение основных асфальтобетонных заводов. Так, на севере, в Коломягах, работают предприятия «ВАДа» и «АБЗ-1», в поселке Кузьмоловский Всеволожского района – «Лендорстроя-2». На юге, на Софийской улице, – компании «Возрождение», в Пушкине – того же «АБЗ-1». «Это обеспечит оптимальную логистику доставки материалов, грамотное планирование сроков производства работ и последовательность ремонта», – уверены в Смольном.
Однако игроки рынка обращают внимание на другое следствие объединения лотов. Генеральными подрядчиками станут две или три компании, а остальные вынуждены будут стоять в очереди на субподряд.
«Думаю, победителями станут "ВАД", "АБЗ-Дорстрой" и "Орион плюс"», – говорит руководитель крупной дорожной компании. Он обращает внимание, что именно «ВАД» и «АБЗ-Дорстрой» подали заявки на летние укрупненные тендеры. Как таковых торгов не получилось: например, контракт на северные районы достался «ВАДу» с ценою в 1,046 млрд при стартовой в 1,051 млрд.
Что касается «Ориона плюс», то еще недавно портфель заказов компании не превышал сумму в 200 млн рублей в год. Однако в последние годы она резко пошла в гору: в 2015 году она выиграла тендеров на 1 млрд рублей, в 2016-м – уже на 5 млрд. Именно «Орион плюс» вошел в число счастливчиков, которые без конкурса получили право освоить 850 млн рублей федеральных денег, выделенных на текущий ремонт дорог к чемпионату мира по футболу в 2018 году (http://www.fontanka.ru/2016/10/17/132/). Наблюдатели связывают успехи «Ориона плюс» с тем, что там недавно появились новые собственники – бизнес-партнеры зятя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова (http://www.fontanka.ru/2016/09/02/176/).
«"ВАД" не будет возиться с мелкими дорогами, с большим количеством люков. Ему интересны знаковые объекты – Невский, Софийская улица, – рассуждает собеседник в одной из дорожных компаний. – Так что он, безусловно, привлечет субподрядчиков. "Орион-плюс", я думаю, отдаст сторонним компаниям до 70% работ, "АБЗ" – до 50%».
Директор «Ориона-плюса» Алексей Вихарев отказался общаться, сославшись на совещание. В «АБЗ-Дорстрое» «Фонтанке» сообщили, что, безусловно, будут претендовать на укрупненные контракты, отметив, что этим летом почти все работы выполняли своими силами.
В том, что победители трех тендеров привлекут сторонние организации, уверен и глава отраслевого объединения «Дормост» Кирилл Иванов. «Один будет генподрядчик или же три – не важно. Сами они все не сделают», – говорит он.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»