Новый красный состав метро «Юбилейный» ломается в часы пик. Так прямолинейный немецкий привод реагирует на русскую привычку держать двери.
Утром 22 ноября, в самый разгар часа пика, на станции «Площадь Мужества» сломался новый состав метро «Юбилейный» красного цвета. Аналогичный случай произошел с ним в первый же день работы – 15 ноября. Как выяснила «Фонтанка», причина сбоев – немецкий привод дверей, который был настроен на что угодно, кроме русской традиции придерживать двери для опаздывающих пассажиров.
Состав «Юбилейный» был разработан группой «Трансмашхолдинг» специально для петербургского метрополитена. Формально генеральным подрядчиком является «Октябрьский электровагоноремонтный завод», расположенный на улице Седова. Однако в реальности поезда выпускает подмосковный «Метровагонмаш»: как шутят в самой подземке, от «Октябрьского завода» там только таблички с номером и названием производителя, которые прикручивают в каждом вагоне.
Первые «Юбилейные» поступили на третью, Невско-Василеостровскую, линию в 2015 году. В рамках этого контракта предприятие выпустило 11 составов за 3 млрд рублей. В 2015-м «Трансмашхолдинг» выиграл тендер на поставку еще 20 «Юбилейных», но уже для первой, Кировско-Выборгской, ветки. Москвичи решили нарушить традицию и предложили, чтобы составы для «красной» линии были соответствующего цвета, хотя с 1955 года в Петербурге эксплуатируются вагоны синих оттенков. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин возражать не стал. На транспортных блогах новичка прозвали «мясным», по аналогии с болельщиками московского «Спартака».
Первый красный состав вышел на линию с пассажирами 15 ноября – в день рождения ленинградского метрополитена. Однако сразу же произошел конфуз: вечером, в час пик, у него сломались двери на станции «Площадь Восстания». Простояв и собрав внушительную толпу на перроне, «Юбилейный» без пассажиров отправился в депо. Спустя неделю, 22 ноября, аналогичный случай произошел на «Площади Мужества», но уже утром. Как рассказали «Фонтанке» очевидцы, красный состав пробыл на станции около десяти минут, а потом гордо проследовал все в то же депо. «В итоге опоздал на работу», – написал в редакцию читатель.
По данным «Фонтанки», второй громкий случай не стал неожиданностью для руководства подземки. Уже в первые часы работы у красного «Юбилейного» обнаружилась «ахиллесова пята». На «Метровагонмаше» решили поставить на двери немецкие электрические приводы от фирмы IFE, входящей в группу Knorr-Bremse. Хотя все составы, которые работают в петербургском метро, имеют пневматические приводы. Законопослушные немцы запрограммировали свое оборудование исходя из того, что после сообщения диктора о закрытии дверей и свето-звукового сигнала никто уже не будет пытаться зайти в вагон. Хотя в Петербурге является нормой придержать уже закрывающиеся двери. Причем зачастую это делают добросердечные пассажиры, уже зашедшие в вагоны и видящие бегущего по перрону гражданина.
«Когда человек пытается остановить двери и разжать их, немецкий привод чуть отходит назад, а потом три раза пытается закрыть их с новой силой. Пассажиры, естественно, пользуются этим и продолжают пролезать в вагон. В итоге автоматика ломается, и машинист не видит на пульте, закрыты у него двери или нет. Хотя, возможно, в реальности они все-таки захлопнулись», – рассказывает собеседник «Фонтанки» в метрополитене. После поломки автоматики состав приходится отгонять в депо и заново настраивать привод.
В «Петербургском метрополитене» «Фонтанке» подтвердили, что проблема в приводе, который не рассчитан на привычки пассажиров петербургского метрополитена. При этом с понедельника дежурных по станции обязали предупреждать граждан по громкой связи о том, что лучше не пытаться заскакивать в «Юбилейный» после сигнала о закрытии дверей. Хотя, например, на «Площади Мужества» привод заклинило не из-за того, что кто-то держал створки: у пассажира, севшего в вагон, застряла куртка. Куртку удалось выдернуть, но нежный привод – закапризничал.
Это не первый случай, когда немецкая техника нестабильно работает на петербургской земле. В 2015 году на станции «Спортивная-2» поставили эскалаторы и траволаторы от группы Thyssen-Krups. На подъемниках установлены датчики, которые должны сообщать обо всех нештатных ситуациях – например, о попадании пальцев под поручни. Изначально они были настроены так, что датчики срабатывали даже в том случае, если пассажир просто из интереса раскачивает поручни из стороны в сторону. В итоге траволаторы неоднократно останавливались – до тех пор, пока в настройки не были внесены изменения.
Как рассказали «Фонтанке» на «Октябрьском электровагоноремонтном заводе», одним из вариантом по решению проблемы с приводами может стать усиление их мощности. «В Петербурге работает постоянная сервисная команда, которая обеспечивает соответствующий надзор за подвижным составом. Совместно со специалистами метрополитена любые случаи рассматриваются отдельно. В частности, ведется отдельный надзор за алгоритмом работы дверей. Одним из вариантов может стать увеличение усилия работы приводного механизма для того, чтобы пассажиры не имели возможности разжать двери», – сообщили на предприятии.
К «Юбилейным», которые в 2015 году пришли на "зеленую" линию, было достаточно много претензий: как рассказывала «Фонтанка», они могли самопроизвольно остановиться в тоннеле. Однако, как говорит собеседник в службе подвижного состава метрополитена, красный состав уже работает нормально – если, конечно, исключить конфуз с капризным немецким приводом.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»