Согласно данным международной системы возврата НДС Global Blue, российские туристы потратили на покупки в прошлом месяце на 10% больше, чем годом ранее. Наиболее заметен приток любителей шопинга из России в Испании (+25%), Италии (+12%) и Финляндии (+7%). Наметившуюся позитивную тенденцию в Global Blue объясняют тем, что более-менее стабильный курс евро в сравнении с прошлым годом увеличивает покупательскую уверенность и стимулирует к большим тратам.
«Мода – это ключевая мотивация для российских шопинг-туристов, и категория fashion в октябре показывает незначительный рост по объёмам продаж в размере 2%», - сообщает оператор.
Примечательно, что, за исключением Испании, траты россиян в Европе делятся на две категории: товары из самой доступной линейки брендов и продукция премиум-класса. Те, кому удалось сэкономить рубли, приобретают за рубежом предметы «доступной роскоши». На другом конце шкалы – российские миллионеры, которые покупают люксовые вещи, но находят, что их любимые бренды остаются очень дорогими в сравнении с тем, что было три года назад.
В Великобритании россияне в октябре совершили на 21% больше покупок в ценовой категории до 500 евро и до 2000 евро, в Италии – на 9% и 10%, соответственно. При этом в Испании граждане РФ тратились по-крупному: там они оставили на 57% больше денег на приобретение товаров на сумму более чем 5000 евро.
Шопинг в Финляндии как признак стабильности
Между тем, жители Петербурга и Ленобласти стали чаще наведываться в приграничную Финляндию за продуктами. Как рассказали «Фонтанке.fi» в финском офисе Global Blue, в Лаппеенранте объём продаж в октябре вырос на 10%, в Иматре – на 25%, в Хамине – на 43%. Из 16 городов, где больше всего оформляют такс-фри, лишь в трёх было зафиксировано падение. В Хельсинки и его пригороде Вантаа, где находится главный аэропорт Финляндии, наблюдается рост +12% и +52% соответственно.
На россиян пришлась половина всех покупок по системе такс-фри в Суоми. На втором месте – китайцы (35%), на третьем – японцы (6%).
Магазины приграничного региона отмечают рост продаж среди россиян на 30-40%, сообщил «Фонтанке.fi» Мика Пелтонен, руководитель Торговой палаты Южной Карелии. По его словам, увеличился и объём покупок, оформленных по системе инвойс. При этом многие и вовсе приобретают товары без возврата НДС.
Согласно Global Blue, средний чек россиянина на покупки по системе такс-фри в Финляндии составляет 140 евро. По данным аналитическо-исследовательского центра TAK Oy за январь-август 2016 года, основанным на опросе самих туристов, трата каждого путешественника составляет 172 евро, из которых 114 евро приходится на шопинг.
По мнению Мирки Рахман, руководителя службы маркетинга и обслуживания клиентов администрации города Лаппеенранта, главная причина возвращения шопинг-туристов кроется в стабильности курса рубля по отношению к евро. "Кажется, что россиянам нужны качественные продукты, и они готовы платить за них. К тому же в России цены на некоторые виды товаров не ниже", - добавляет Мирка Рахман.
Паси Нуркка, директор TAK Oy, также склонен полагать, что на турпоток влияет не сколько цена евро, которая сейчас находится примерно на том же уровне, что и в прошлом году, сколько динамика курса. По словам Паси Нуркка, основной группой товаров, которыми закупаются россияне, по-прежнему являются продукты питания. «У россиян больше нет столько денег, чтобы приобретать люксовые товары», - говорит глава TAK Oy.
Ежедневно у супермаркета Prisma теперь останавливается примерно 9 автобусов, делится наблюдениями Мирка Рахман. По её словам, россиян помимо еды сейчас интересует зимняя одежда, особенно для детей.
Владельцы магазинов, безусловно, рады покупателям, но при этом представители бизнеса готовы к тому, что турпоток может так же резко схлынуть в любой момент, как это случилось ранее.