Чёрно-белая картина повествует о жизни боксера Олли Мяки (Olli Mäki), который выступал в легком весе в 60-е годы прошлого века. Кинолента уже была отмечена наградами пяти международных кинофестивалей, в том числе Каннского и Чикагского МКФ.
Олли Мяки и директор фестиваля Алексей Дунаевский в студии [Фонтанки.офис]
[Фонтанка.офис]
Ольга Маркина: Это романтическая история про бокс?
Алексей Дунаевский: Это, скорее, история о любви, о том, что человек - претендент на звание чемпиона мира - разменял этот титул на любовь к девушке.
Ольга: То есть призвание и любовь?
Алексей: Знаете, есть такая традиция в российской кинематографии, когда выходит спортивная картина, ни один режиссер это не признает. Они всегда говорят: "Мой фильм не о спорте. Мой фильм о любви". Тут примерно та же ситуация - это фильм о любви боксера.
Николай Нелюбин: Тут надо подсказать нашим пользователям, что лента называется "Самый счастливый день в жизни Олли Мяки". Если кто не знает, Олли Мяки - это финский боксер. В 60-е годы был он звездой, а начал, как я понимаю, в 50-е. До сих пор господин Олли Мяки жив, и я знаю, что он этот фильм видел. Сразу возникает вопрос к нашему гостю - режиссеру Юхо Куосманену: скажите, пожалуйста, как возникла идея снимать фильм о боксере, который давно не выходит на ринг? Что вас заставило обратить взгляд в прошлое - на этот сюжет и на этого человека?
Юхо Куосманен: Во-первых, я лично знаю этого человека, так как мы живем в одном городе. У других людей моего возраста, может, нет никакого представления о нем. И больше, чем его успех, мне понравился его облик, его персонаж. Это очень чувствительный и добрый человек. Это то, что меня привлекало. А еще то, что существует противотечение между его успехом и его характером.
Ольга: А насколько эта история реальна?
Юхо: Там много реального.
Ольга: Насколько трудно снимать фильм о человек, который жив и которой может высказать свое отношение?
Юхо: Это, конечно, зависит от того, как легко добиться доверия этого человека и команды, которая работала над фильмом. Все это у нас очень хорошо получилось. Главные актеры тоже нашли общий язык между собой, и очень хорошо вышло. Я боялся показывать фильм настоящей паре, но они полюбили фильм.
Николай: А вы наблюдении за их реакцией, когда они смотрели фильм?
Юхо: Я не следил за их реакцией во время кинопоказа. Но после я ожидал их реакции. И Райя (жена Олли Мяки) сказала, что во время фильма она как будто пережила те моменты прошлого.
Николай: То есть все получилось. Как критики восприняли эту историю? И чего вы ждете от петербургской публики? Конечно, у нас публика искушенная, но финский бокс прошлого века - это очень специфическая тема.
Юхо: Да, я очень удивился тому, что мы получили хорошую критику. Только сегодня мы получили журналы из США, и там, к нашему удивлению, они считают наш фильм претендентом на "Оскар".
Николай: Приятно сидеть рядом с человеком, который номинирован на "Оскар". Алексей, теперь вопрос к вам. Расскажите нам, чем этот фильм удивит нас? Обойдемся без спойлеров, но подсказки нам просто необходимы.
Алексей: В первую очередь, картина удивит нас тем, что она победила в такой архипрестижной программе Каннского фестиваля, как "Особый взгляд". Дело в том, что уже многие-многие десятилетия на Каннском кинофестивале происходит сражение между организаторами и недовольными составом участников главного конкурса. И директорат предложил недовольным организовать свой конкурс. И они создали альтернативный - "Особый взгляд". И выиграть его еще престижнее, чем главный конкурс, потому что в главном могут быть всякие бизнес- или политические соображения, а тут нужно побеждать за счет кино. И вот впервые в истории конкурса и финского кино эта картина выиграла. Поэтому мы побалуем наших зрителей тем, что покажем им это кино. Мы очень гордимся в оргкомитете тем, что мы показываем фильмы точечным образом. Мы следим внимательно за режиссером, начиная с короткого метра. Например, Юхо Куосманен побеждал уже на Каннском кинофестивале с короткометражкой. И этот короткометражный фильм - "Старьевщик Маттила и прекрасная женщина" - это наше сладкое воспоминание трехлетней давности, как мы привезли эту картину сюда. И оркестранты сопровождали живым звуком. Оказалось, что участники группы режиссера Юхо Куосманена еще и музыканты - это уникальное явление. Было страшно интересно наблюдать, как операторы и сценаристы вдруг превратились в концертных исполнителей.
Николай: Я путаю что-то или Юхо в этом смысле - человек музыкальный и имеет непосредственное отношение к происходящему на экране? Я к тому, что если кто-то с картинкой еще не успел согласиться, что это 60-е, то музыка полностью это подтверждает и отправляет в середину прошлого века?
Юхо: Для этого фильма сделали оригинальную музыку под оркестр, и еще во время работы над музыкой мы слушали российскую музыку.
Николай: Юхо, признайтесь, вы сами играете на музыкальных инструментах?
Юхо: На ударных.
Николай: А как насчёт бокса?
Юхо: Нет. Пробовал с актёром, который играет главную роль.
Николай: Но не с Олли Мяки лично?
Юхо: Нет.
HASH(0x55ffd85bb8c0)
Ольга: У меня вопрос к Алексею. Очень много было сюжетов в мировом кинематографе про боксёра и про любовь. Один «Рокки» чего стоит. Почему режиссёры так или иначе обращаются к этому сюжету?
Алексей: На мой взгляд, фильмы, в которых есть история о боксёре и его любви, – это самые живучие сюжеты мирового кино, потому что время показало: публика это любит. Пользуясь случаем, я скажу, что на этой Неделе финского кино у нас два фильма о боксёре и любви. Мы покажем документальную картину ещё об одном существовавшем актёре, правда здесь в центре внимания – его отношения с дочерью, а не со своей возлюбленной. Это картина «Папа любит тебя». Так что приходите, смотрите, особенно если понравится «Олли Мяки», будет интересно развить впечатления. Я неравнодушен к спорту, мне кажется, за эти 27 лет я показал все спортивные фильмы Финляндии.
Николай: Вопрос к Юхо. Скажите, пожалуйста, вы следите за современным спортом? Бокс в середине прошлого века и бокс сейчас – это в принципе для многих совершенно разный спорт. Можно ли ждать продолжения вашего увлечения конкретной судьбой конкретного спортсмена в наши дни?
Юхо: Нет, потому что главный мой интерес был именно к персонажу Олли Мяки, больше, чем спорт. Он был уникальным боксёром, и я бы сказал, что это исключительный фильм о боксе. Хотелось бы ещё вернуться к тому, что вы сказали. Первый документальный фильм, который вообще сняли, был о боксе. Так что это действительно очень длинная история.
Николай: Нас спрашивают наши пользователи: скажите, пожалуйста, есть ли у вас любимый русский фильм и готовы ли вы работать с русскими или, может быть, голливудскими актёрами?
Юхо: Можно назвать сразу два сразу?
Николай: Конечно, можно назвать всё, что вы знаете.
Юхо: «Печки-лавочки» и «Летят журавли». И «Чужие письма». Кончаловский.
Ольга: Ответьте всё-таки на вопрос про русских артистов. Нас же это интересует!
Николай: Спрашивает ведущая и драматическая актриса Ольга Маркина.
Юхо: Я достаточно плохо знаю современные фильмы, лучше знаком со старым российским кино. Но у меня есть идея, которая потребовала бы привлечения русских актёров.
Николай: А что мы можем узнать об этом уже сейчас? Как развивается эта идея?
Юхо: Медленно развивается эта идея у меня. Речь идёт об одной финской книге, и на основе я хотел бы снять фильм. Его действие происходит в России.
Николай: Но пока это секрет?
Юхо: Я пока мало знаю, поэтому трудно рассказать.
Николай: Хорошо. Тогда мы спросим Алексея. Когда мы сможем увидеть фильм «Самый счастливый день Олли Мяки»?
Алексей: Завтра [25 ноября] вечером [в 19:00] в торжественной обстановке откроем 27-ю Неделю финского кино в Санкт-Петербурге. Что же касается дальнейших планов Юхо Куосманена, я могу гарантировать, что мы его так просто не оставим и будем внимательнейшим образом следить за всеми его экранизациями и обязательно будем показывать его картины в дальнейшем. Это принцип нашего фестиваля – не бросать так просто режиссёра.
Ольга: Судя по тому, что это 27-я неделя финского кино, мы соприкасаемся длительное время. Какие результаты достигнуты? Возможно ли какое-то сотрудничество помимо нашего знакомства с финскими картинами и финнов – с нашими?
Алексей: Это происходит. Русские кинематографисты – частые гости финских звуковых студий (в кинематографическом плане). Многие монтируют в Финляндии свои картины. Что касается совместных проектов, то здесь дело обстоит не то чтобы очень хорошо, но постоянно ведутся какие-то переговоры, то есть кинобизнесмены ищут возможности. Последнее на моей памяти – это фильм «Роль» Константина Лопушанского, где главную женскую роль исполняла финская актриса. И там дело не только в финской актрисе, а в очень серьёзном сотрудничестве двух стран, и я очень надеюсь, что скоро выйдут серьёзные совместные фильмы.
Николай: Не могу не сказать, что я в эпизодической роли в этом фильме засветился. Очень хороший был опыт. Алексей, вас спрашивают: в программе фестиваля нынешнего будет и фильм ужасов. Финский фильм ужасов – это уже как-то звучит страшно.
Алексей: Это звучит страшно, но ничего тут особенного нет. Финские фильмы ужасов – желанные гости наших программ. Как только я замечаю финский фильм ужасов, я сразу начинаю интересоваться, меня не разочаровывало никогда кино в жанре хоррор. И «Бодом» - это отдельная история. Здесь дело не в фильме ужасов. Тут дело в реальной истории, страшной, случившейся в 1961 году, которая привела к ужасным преступлениям на берегу озера и к которой обращаются всё чаще и чаще, потому что до сегодняшнего дня это преступление не раскрыто. То есть цель фильма – не только напугать, но и вернуть – прежде всего финских зрителей – к обстоятельствам тех смертей.