Задержание генерала ФСО Лопырева вновь подчеркнуло конец эпохи образцовых «путинцев» - служивших в Ленинградском КГБ с президентом и ставших фигурами благодаря Мурову. Так что сегодня для друзей – отставка. Для знакомых – Лефортово.
Геннадий Лопырев, начальник федеральной службы охраны на Кавказе, взят и доставлен в Москву. Он растерян, с ним работают следователи. Как они сами гласят: у него откопали «серьезные нарушения действующего законодательства». Пока официальных комментариев о причинах и даже обстоятельствах нет. СМИ же, ссылаясь на свои источники, шпарят о взятке за земельные участки в Сочи под олимпийское строительство, да о находке миллиарда рублей. Пока все выясняют подробности, «Фонтанка» разобрала его карьеру на Неве. В ней все, чего до недавнего времени было достаточно, – КГБ, Путин, ФСО, Муров.
Наспех скажем, что Геннадий родился в 1954-м. То было через год после смерти Сталина. Родился в провинциальном Невеле Псковской области. Чуть ли не сельская школа, а потом, конечно, армия. Наш герой попадает в погранвойска и служит под Выборгом. Это и стало, если можно так выразиться, точкой зачатия будущей его власти. Ну, и трамплином для сегодняшней опалы.
После службы в войсках КГБ (а именно такими были погранвойска) Лопырев получает высшее образование и после вуза приходит на службу уже в само КГБ (для справки: туда с улицы, как в милицию, не заходили – значит, отобрали заранее). В 1977 году проходит семь месяцев профессиональной подготовки в 401-й школе Комитета государственной безопасности, что на нашем проспекте Энергетиков. Кстати, закончил он отделение для оперативников на два года позже Владимира Путина.
Так начинается его служба по охране интересов КПСС – опером в Сестрорецком райотделе КГБ. Там же и получает он в 1983 году квартиру в ничем сегодня не примечательной пятиэтажке на улице Токарева. Через несколько лет он волшебным образом для тех лет становится начальником отдела КГБ в том же Сестрорецке.
Следующий рывок в карьере Лопырев совершает уже в перестроечное время, когда также непостижимым для коллег образом переводится на должность коменданта Таврического дворца. Для понимания – это позиция знаменитой девятой службы КГБ, отвечающей за сохранность партийных небожителей. (Впоследствии на базе «девятки» и была создана ФСО.) Тогда уже и заговорили о дружбе между ним и еще не очень великим Евгением Муровым.
К середине девяностых Лопырев полковник, заместитель начальника ФСО по Петербургу. Ходит по тем же коридорам, что и будущий президент, а пока председатель комитета по внешнеэкономическим связям Смольного. Но чаще Лопырев все же общается с заместителем начальника регионального ФСБ Муровым.
В 2000 году Владимир Путин становится нашим президентом, а Муров – начальником ФСО. (Тут как раз интриг нет, а подробнее об их общем кабинете №643 читайте здесь.) Далее Лопырев поднимается на должность заместителя начальника управления ФСО по Северо-Западному федеральному округу.
Следующий заметный рывок – в середине нулевых. Ведь тогда было принято решение побороться за зимнюю Олимпиаду в Сочи. Геннадий Лопырев получает назначение принципиальное – начальником Управления охраны на Кавказе. Вот это уже взлет. Статусный Сочи – место отдыха первых лиц, начальник местной охраны просто обязан быть особо доверенным лицом если не президента, то начальника службы – без вариантов. Плюс Игры. Безопасность первых лиц – абсолютный приоритет, плюс огромные средства, которые необходимо освоить, и немедленно.
Однако «Фонтанка» не нашла поражающего воображение богатства, скопленного за годы верной службы. Вместе с супругой и сыном Лопырев так и остался с "трешкой" на Комендантском проспекте в Петербурге. Нет особых излишеств и у семьи. Квартира на улице Чайковского в Сочи, да участок в 20 соток в поселке Ивановка Домодедовского района. Сын пристроен, но он не банкир, как это принято в самой важной среде. Лопырев-младший просто директор по развитию АО "РЖД Строй".
«Фонтанка» еще покопалась, а потом еще, но так ничего, кроме скромного обаяния госномеров на иномарках их семьи серий ОхххТТ, АхххМР и ОххСА, – не накопала (самим даже неловко).
И вот сегодня, 25 ноября, новости подчеркивают лишь то, что висит в воздухе высшего кадрового эшелона уже давно.
Те, кто сидел в одном кабинете и могут считаться друзьями, просто уходят на покой. Казавшийся вечным глава РЖД Владимир Якунин, не доработав контракта, исчез в 2015 году, занявшись увлекательным делом – «Диалогами Цивилизаций». Евгений Муров, прокомандовав ФСО 16 лет, в мае этого года покинул пост «по собственному желанию» и заинтересовался «Зарубежнефтью». Сергей Иванов, за те же годы побывавший министром обороны, зампредом правительства, главой президентской администрации и даже преемником, – сегодня загадочно спецпредставляет лидера в экологической сфере.
Случались и казусы. Так, работавшего с Владимиром Путиным еще в ГДР в Службе внешней разведке Андрея Бельянинова пришлось охладить обыском и позорной об этом телетрансляцией. Но шеф всей таможни тут же осознал, и его дело самоликвидировалось.
Тем, кто не может рассчитывать на статус друга или хотя бы товарища, а числится по разряду «верных знакомых», приходится туго. Пока, если их берут с поличным.
Денис Коротков, Евгений Вышенков,
"Фонтанка.ру"