После сентябрьского антирекорда петербургский авторынок пошел на поправку и в октябре почти достиг результатов прошлого года. Но праздновать победу над кризисом пока рано, говорят эксперты.
Авторынок Северной столицы, падавший последние четыре месяца, похоже, нащупал дно и начинает отталкиваться от него. Увереннее всего себя чувствуют люксовые бренды, спрос на которые вырос на 15% по сравнению с прошлым годом. Благодаря стабилизации курса рубля и программам господдержки улучшается и самочувствие массовых брендов. Однако в случае отмены этих программ в следующем году продажи рискуют забуксовать.
В октябре 2016 года петербуржцы купили 10 тысяч 707 новых легковых машин, что всего на 0,3% меньше, чем за тот же период 2015 года, посчитали эксперты аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб». Это лучший результат за последние пять месяцев. Последний раз авторынок подавал признаки восстановления весной – в марте продажи выросли к прошлому году на 3%, в апреле – на 0,1%, в мае – на 0,3%. Однако в последующие месяцы показатели снова ушли в минус, а в сентябре рынок Северной столицы и вовсе поставил антирекорд – спрос просел на 12% и впервые оказался хуже, чем в целом по стране.
Впрочем, люксовому сегменту кризис снова оказался нипочем. Самый стремительный рост показал Jaguar, чьи дилеры продали в октябре 50 машин – это в 2,4 раза больше, чем годом ранее. Причем за последний месяц марка сделала серьезный рывок: по итогам января – сентября рост составил 97%.
Увеличением спроса может похвастаться Lexus – в октябре было куплено 164 автомобиля этой марки, что на 66% больше, чем годом ранее. По сравнению с предыдущими периодами ей также удалось улучшить показатели: прирост продаж за 9 месяцев составил 39%.
Впрочем, другие бренды ушли в минус. Infinity в октябре сократил продажи почти в два раза – с 53 единиц в октябре 2015-го до 27 в октябре 2016 года, Porsche – с 43 штук до 24, Cadillac – с 20 до 7. Однако в целом люксовый сегмент показал рост на 15% к прошлому году.
Если в 2015 году продажи дорогих марок подстегнул скачок курса рубля, заставивший состоятельных граждан рассматривать покупку дорогого авто как инвестицию, то в 2016-м главным драйвером выступили новые модели, говорят участники рынка.
К примеру, Jaguar своим стремительным ростом обязан выходу нового кроссовера F-Pace в июне этого года, считает Максим Вирченко, директор дилерских центров Jaguar компании «Рольф». «Сегодня два из трех автомобилей Jaguar, которые находят своего хозяина в России, приходятся на эту модель», – уточняет он.
Однако и Cadillac, который в ноябре открыл в России продажи нового кроссовера XT5, сможет сделать рывок уже до конца текущего года, говорит Сергей Новосельский, директор по маркетингу дилера Cadillac компании «Де Вилль». «По итогам 2016 года продажи марки вполне могут выйти на уровень 2015 года, а при удачной работе дилеров могут и превзойти его», – считает Сергей Новосельский. А вот Porsche выход новой Panamera вряд ли сильно поможет. «Гораздо лучше дела у компании пойдут после выхода нового Cayenne – основного двигателя марки, но результат будет виден не раньше конца 2017 года», – считает он.
Продавцы массовых моделей в октябре тоже почувствовали себя уверенней. Из десяти самых популярных в Северной столице брендов шести удалось улучшить свои показатели, за счет чего их суммарные продажи выросли к октябрю 2015 года на 9%.
Лучше всех дела шли у дилеров Hyundai и Lada. Так, первые реализовали 1673 новые машины, что на 49% больше, чем в октябре 2015 года (для сравнения: за январь – сентябрь рост составил 24%). Вторые увеличили продажи на 45%, до 1094 штук (за 9 месяцев рост 23%).
Также в рост пошла KIA: всего в октябре было продано 1134 машины этой марки, что на 9% больше, чем годом ранее. Для сравнения: по итогам января – сентября спрос на них упал на 17%.
Toyota удалось увеличить сбыт на 24%, до 482 машин, Skoda – на 13%, до 654, VW – на 4%, до 791.
Из ТОП-10 самых продаваемых авто в минус ушли четыре марки. Сильнее всего просел Ford – на 29%. Причем его продажи падали быстрее, чем в предыдущие месяцы (в январе – сентябре на 20%).
Спрос на Nissan сократился на 19%, до 256 машин, на Mercedes-Benz – на 18%, до 395, однако первой удалось сократить отставание, тогда как вторая его, наоборот, увеличила. Сильнее, чем ранее, сокращались и продажи Renault, входящей в тройку самых продаваемых марок, – на 9%, до 1136 штук. Для сравнения: в январе – сентябре снижение составило 4%.
Текущий спрос на производимые в Петербурге модели (Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Nissan Pathfinder, Toyota Camry, Toyota RAV4, Hyundai Solaris, Hyundai Creta и KIA Rio) не оставляет петербургскому автокластеру шансов выйти в плюс по итогам года, комментирует генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. «Если смотреть продажи по месяцам, то октябрь у Toyota – один из худших показателей для марки за год», – говорит он. Рост к прошлому году, по словам эксперта, объясняется провальными результатами 2015 года. А вот KIA весь год сокращала продажи, и по итогам октября нельзя судить, удалось ли компании сломить тренд.
Михаил Чаплыгин не исключает, что в ноябре заводам Северной столицы все же удастся увеличить объемы по сравнению с прошлым годом, но в целом за 12 месяцев успехом будет уже снижение на 5%.
Продажи марок бюджетного сегмента, чье производство локализовано слабо или не локализовано в России совсем, провалились по итогам октября на 60%. Причиной столь резкого снижения стал уход с рынка брендов FAW, SsangYong и Daewoo. Зато тем, кто остался, удалось увеличить показатели. Например, дилеры Lifan реализовали 97 машин (+ 43% к октябрю 2015 года), Chery – 28 машин (+22%).
«Lifan помог выход обновленного седана Solano этой осенью. После ухода GM эта ниша осталась пустой», – говорит Сергей Киреев, руководитель отдела продаж автомобилей ГК «Элан-Моторс». По его словам, кроссоверы x50 и x60 также хорошо продавались благодаря поддержке маркетинговой активности со стороны дистрибьютора, что привлекает тех, кто имеет ограниченный бюджет на покупку авто. Chery стоит чуть дороже, поэтому и спрос на нее меньше. «Но в следующем году мы также ожидаем роста благодаря обновлению линейки», – отмечает Сергей Киреев.
«В следующем году многое будет зависеть от длительности программ государственной поддержки. Если они будут работать в течение полугода, то в этот период возможен рост, так как покупатели будут стремиться ухватить автомобили по государственной скидке», – комментирует Михаил Чаплыгин.
В конце прошлой недели глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что правительство РФ планирует сохранить программы утилизации и trade-in наряду с новыми мерами поддержки в первом квартале или первой половине 2017 года. Но сумм, которые планируется выделить на поддержку автопрома, не уточнил.
Без поддержки во второй половине года рынок может незначительно просесть, считает Михаил Чаплыгин. «Итог 2017 года может быть как в небольшом плюсе, так и в небольшом минусе», – заключает он.