Образование – второй по величине мировой рынок после еды объемом около 5 трлн долларов. Отрасль переживает радикальную реформу: учителя должны говорить на одном языке с учениками, новое время требует новых навыков, а они, в свою очередь, требуют новых подходов к обучению.
Несмотря на то что всего 2% образовательных услуг в мире перешло в «цифру», рынок EdTech (образовательных технологий. - Прим. ред.) сегодня в 8 раз больше рынка программного обеспечения, в три раза больше рынка медиа и развлечений. По словам одного из создателей финского игрового хита Angry Birds Петера Вестербаки, финские компании индустрии EdTech, включающей в себя и образовательные игры, могут рассчитывать на 10% растущего рынка. Игры уже внесли свой вклад в финское образование: исследования уже несколько десятилетий показывают, что мальчики лучше говорят по-английски, чем девочки. Причина - мальчишки больше играют, а игры – на английском.
Лаури Ярвилехто, автор книги Learning is fun ("Учиться - весело") и бывший консультант компании Rovio по образовательным вопросам: «Когда на рынке появились первые неуклюжие мобильные игровые консоли, казалось, что пользователю придется довольствоваться змейкой и тетрисом. Но в 2007 году вышел первый смартфон с сенсорным экраном, и понеслось. В 2009 году число скачиваний игр перевалило за миллиард. За 7 лет индустрия мобильных игр доросла до 40 млрд долларов. Сейчас 2007 год наступил для EdTech. На отрасль обратили внимание большие инвесторы с большими деньгами».
За пару лет в США и Европе в отрасли Edtech появились как минимум 7 компаний-единорогов с международными командами (единорог – стартап, оценочная стоимость которого – выше миллиарда долларов. - Прим. ред.). Среди сильных мировых игроков – ABCMouse – единорог, который недавно привлек 150 млн долларов инвестиций; Leapfrog, рыночная стоимость которой 3 млрд долларов. Udacity и Pluralsight стоят по миллиарду. Никто из них еще не достиг показателей главного финского хита - Angry Birds, но, по словам Петера Вестербаки, ждать осталось максимум пару лет. Надо отметить, что и российские разработчики тоже смотрят на перспективный рынок мобильных образовательных приложений. К примеру, в этом году наград сервиса Google Play были удостоены российские разработчики ABBYY со своим онлайн-словарем английского Lingvo Live.
Финские компании воспользовались отличной возможностью возглавить тенденцию и соединить лучшее в мире образования с одним из лучших в мире сообществ разработчиков игр: только в некоммерческом партнерстве Serious gaming cluster ("Кластер серьезных игр") состоит около 30 компаний, разрабатывающих игровые приложения для школьников всех возрастов. Minecraftedu, разработанную финской Teachergaming, используют более 5000 учителей в 40 странах, Seppo.io – разработчик платформы, на которой учителя сами могут сделать для своих учеников квесты, - недавно заключила договор с крупнейшей сетью частных школ в Дубае.
Игры против школьной рутины
Финский игровой гигант Rovio несколько лет назад создал подразделение Fun academy, чтобы изучать новые методики школьного обучения на основе геймификации. В январе подразделение выделили в отдельную компанию, консультирующую школы по всему миру (больше всего – в Китае) по всем вопросам, касающимся комфортной школьной среды: от планировок классов и мебели до учебных игр и курсов повышения квалификации для учителей. Ее комплексные продукты уже купили школы и детские сады в Шанхае, Сингапуре и Миннесоте.
Финские учителя пользуются большой самостоятельностью в выборе методик обучения, игры для них – действенный инструмент для привлечения внимания учеников и поддержания интереса к изучаемому предмету. Игры не заменяют учебу, зато позволяют убрать из учебного процесса рутину. Простой пример из жизни второклассников школы в одном из районов Хельсинки - Viikki: вместо того, чтобы решать в тетради бесконечно скучные примеры из таблицы умножения, мальчишки гоняют в "Формулу-1". Больше примеров решил правильно – быстрее мчит болид по трассе, больше ресурсов для его тюнинга. Можно сражаться с зомби или освобождать из плена забавных обезьянок, параллельно осваивая дроби. Хочешь освоить азы программирования? Командуй роботом с помощью простого кода, разбивая сложную задачу на набор простых шагов. Вместо очередной «стрелялки» можно прямо на уроке запрограммировать собственную 3D-модель робота, изучив основы кодинга и матлогики, заодно завоевав авторитет среди одноклассников. Школа в Viikki является частью педагогического факультета Хельсинкского университета, здесь проходят обучение молодые учителя, однако речь не идет об «образцово-показательной и передовой школе высокой культуры». Обучение программированию в Финляндии – часть учебного плана начальной школы, а использование игр в учебном процессе превратилось из исключения в мейнстрим, в первую очередь благодаря творческой свободе, которой пользуются учителя.
Почему индустрия игрового образования развивается именно в Финляндии, а не где-нибудь в Силиконовой долине? Как говорят отцы-основатели финской игровой индустрии Лаури Ярвилехто и Петер Вестербака, в Хельсинки нет изматывающей гиперконкуренции, которая мешает стартаперам в США. Так, 80% лучших финских программистов работают у своих друзей, и никому даже в голову не приходит переманить их в другую компанию. Благодаря этому удается разрабатывать хорошие игры, которые быстро становятся хитами, как на мобильных платформах Google Play и Appstore, так и в Steam. В свое время крайне популярными стали такие финские франшизы, как Max Payne и Flatout, продававшиеся миллионами копий.
Кварки против покемонов
Бывшие сотрудники Rovio стали основателями очередного финского стартапа: на этот раз разработчики предлагают пользователям не просто стрелять птицами по свиньям, но и освоить основы физики частиц, не отвлекаясь от экрана смартфона. Год назад они основали студию Lightneer, на весну 2017 года намечен релиз первого эпизода образовательной игры - Bigbanglegends, героями которой станут химические элементы, протоны, нейтроны и кварки.
«Игры могут устроить настоящую революцию в образовательном процессе, но при одном условии: они должны быть крутыми, - рассказывает исполнительный директор Ligtneer Лаури Ярвилехто. - Наша задача проста: по крайней мере половина пользователей между нами и каким-нибудь эпическим хитом без приставки «образовательный» должны выбрать нас. Мы решили сделать игру по физике частиц вместе со специалистами из ЦЕРНа и Гарварда. Физика - непростой предмет, но мы все-таки придумали, как сделать периодическую систему Менделеева доступной для детей и веселой. У меня пятеро детей: когда мир охватила эпидемия Pokemon GO, они, конечно, тоже играли. Так вот, запомнить целую покемон-энциклопедию им не составило особого труда. И тогда я подумал: было бы лучше, если дети вместо Пикачу обсуждали бы на перемене бор, берилий или литий. Вы можете представить ребенка, который с энтузиазмом рассказывает вам о том, что узнал о существовании урана? Зато ребята из ЦЕРНа – они рассказывают о ядерном синтезе, как дети - о покемонах. Когда мы первый раз приехали в ЦЕРН и нам начали рассказывать азы квантовой физики, разработчики краснели и бледнели – задача казалась невыполнимой. Встреча продлилась 8 часов. Первый слайд - 27 непонятных уравнений из незнакомых греческих букв – поверг нас в ужас и тоску. Но вскоре лед растаял. Представьте чокнутого профессора с немецким акцентом, рассказывающего, как протоны сталкиваются друг с другом? Это же готовый план игры: столкнуть элементы, устроить взрыв, получить новый элемент. Знаете, что общего у гениального физика и гениального художника-дизайнера? Они без ума от того, что они делают.
Мы не претендуем на то, чтобы заменить уроки. Мы хотим сделать модными STEM-дисциплины (группа дисциплин наука-технология-инжиниринг-математика). В мире столько серьезных проблем, что мы просто обязаны зажечь в наших детях искру любопытства, которая позволит им на уроках сохранять интерес к познанию нового. Привнести в науку элемент игры – суперсложно, но кому интересно делать легкую ерунду?»