Как петербургские ретейлеры делят наследство «Метрики», есть ли в Северной столице место для новых гипермаркетов и как продавать товары для ремонта поколению Y, «Фонтанке» рассказал владелец сети «Максидом» Александр Евневич.
Открывшийся сегодня в Петербурге гипермаркет «Максидом» оформлен в стиле революционного авангарда – «Энергетика перемен», «Передовой магазин для энтузиастов ремонта», «Все для ударников строительства», «Революционные цены». Яркие баннеры не только обыгрывают топонимику района (сам магазин находится на проспекте Передовиков, рядом располагаются проспекты Ударников, Энтузиастов и шоссе Революции), но и служат практической цели – закрывают пустующие помещения, которые еще предстоит сдать арендаторам. «Открытие техническое», – признает совладелец компании Александр Евневич. Однако предприниматель настроен оптимистично. Несмотря на стагнирующий спрос, в Северной столице есть место как минимум для десяти новых строительных гипермаркетов, считает он.
- Сегодня «Максидом» открыл первый гипермаркет после восьмилетнего перерыва. Значит ли это, что у людей снова появились деньги на ремонт и обустройство дома, а значит, есть место для нового магазина?
– Это в Петербурге мы не строили ничего нового в последние годы. В регионах мы развивались и за последние семь лет открылись в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и Самаре. Всего сеть «Максидом» сейчас насчитывает 12 гипермаркетов. Кроме того, в следующем году мы планируем открыться в Уфе, а в 2018 году – еще объекты в Петербурге и Москве.
- В прошлом году продажи товаров для ремонта впервые упали в денежном выражении на 5%, хотя до этого рынок рос. На этот год эксперты прогнозировали спад уже в 8%. Как это соотносится с планами расширения сети?
– Наши продажи в последние три года не снижались. Хотя не уверен, что увеличение на 1 – 1,5%, которое мы имели в 2014 и 2015 годах, можно назвать ростом, если инфляция превышает 10% (по данным Росстата, в 2014 году рост потребительских цен составил 11,4%, в 2015 году 12,9%. – Прим. ред.). В натуральном выражении наши продажи упали за 2014 – 2015 годы более чем на 10%. Всплески были, только когда люди боялись, что деньги пропадут. Например, в конце 2014-го – начале 2015 года после скачка курса с полок смели все товары длительного пользования. Также надо сказать, что петербургских ретейлеров поддержал уход с рынка сети «Метрика». По мере того как ее магазины закрывались, остальные игроки забирали ее объемы себе и за счет этого не ушли в минус.
В этом году мы видим рост около 8 – 9% в деньгах по нашей сети. Рынок в целом, возможно, вырастет к прошлому году на 5 – 6% (соответствует официальным прогнозам по инфляции. — Прим. ред.). Но то, что мы вернемся к докризисным показателям по объему проданных товаров, на мой взгляд, маловероятно.
- Кстати о «Метрике». Вчера Сбербанк объявил, что выставляет на торги гипермаркет на Пулковском шоссе. Будете участвовать?
– Мы пока не успели это обсудить. Вообще, за разумную цену мы готовы купить магазин на Пулковском, хотя он очень плохо, на наш взгляд, спроектирован – например, там очень неудобный заезд и выезд, и какое-то время уйдет на то, чтобы это исправить.
Но это же не продажа недвижимости, а прав требования по кредиту, залогом по которой является земля и магазин. Это означает, надо обращаться в суд, пройти все инстанции, а там могут вылезти какие-то нюансы...
- Пока «Метрика» закрывала магазины, другие ваши конкуренты не сидели сложа руки. Например, французская «Леруа Мерлен» за последние два года запустила два магазина в Петербурге. Причем, как говорят, она ведет довольно агрессивную ценовую политику, что сказывается на продажах местных ретейлеров.
– «Леруа Мерлен» растет за счет строительства новых магазинов. Продажи в действующих торговых точках, думаю, не сильно больше увеличились, чем у нас. Но у французского ретейлера есть одно преимущество – его объем превышает наш в разы (сеть «Леруа Мерлен» насчитывает 61 магазин в России, «Максидом» – 12. — Прим. ред.) – как следствие, они имеют лучшие закупочные цены. Чтобы иметь такие же, мы должны вырасти впятеро.
- Готов ли «Максидом» к такому рывку? И смогут ли новые магазины приносить прибыль, если покупательская способность россиян только сокращается?
– Если мы будем привлекать заемное финансирование, то сможем расти быстрее. Но мы развиваемся на собственные средства и пока менять политику не собираемся.
Место для развития есть. Думаю, даже Петербург выдержит еще десяток магазинов крупного формата с условием, чтобы они не были убыточными. Так что мы еще три построим, чтоб «Леруа Мерлен» было не скучно, и обязательно будем развиваться в Интернете, чтобы и «Петрович» не скучал.
- Интернет-магазин приносит «Петровичу» почти треть выручки. Когда «Максидом» придет к такому же показателю?
– Чтобы работать с поколением Y, в перспективе у каждого крупного DIY-ретейлера будет онлайн-магазин. Наши товары, в отличие от продуктов, не нужно пробовать, и многие покупатели, особенно специализированные бригады, прекрасно знают, что им нужно купить. «Максидом» три года назад тоже запустил интернет-проект. Онлайн-продажи растут на 100% в год, но общая доля этого канала в выручке пока около 3%. У «Петровича», который начал раньше, действительно, около 30%. Но надо понимать, что они больше ориентированы на профессиональных строителей. Наверное, у нас этот показатель все-таки не будет таким высоким.
- Однако на рынке появляются и чистые онлайн-игроки. К примеру, «Юлмарт» недавно тоже начал продавать товары для ремонта. Видите ли в нем конкурента?
– «Юлмарт» трудно не замечать, но не думаю, что им в ближайшее время удастся обогнать «Петровича» и специализированные интернет-магазины. На мой взгляд, «Юлмарт» относится к чисто инвестиционным проектам, владельцам которых нужны высокие темпы роста, но чем торговать — компьютерами, лопатами или булочками с кремом — все равно. Но в DIY-сегменте логистика другая, нежели в электронике. Если вы везли людям цемент, то торты и даже телевизоры уже не повезете — машину помыть надо. Все начинает упираться в подобные мелочи.
- И все-таки «Максидом» тоже экспериментирует с форматом. Гипермаркет, который вы открыли сегодня, к примеру, гораздо больше действующих.
– Действительно, у этого магазина площадь 48 тыс. кв. м, но сам «Максидом» занимает стандартные для него 18 тыс. кв. м. Остальное – парковка, продуктовый магазин, кафе и детская зона.
- Уже нашли арендаторов?
– Пока мы еще не заключили договор. Могу сказать, что в финальной стадии переговоров принимают участие три ретейлера, в том числе «Ашан».
- Летом вы купили участок 8 га на Уральской улице. Какой магазин будет там?
– На этой площадке мы должны вписаться в исторический ландшафт. Сейчас там находятся корпуса завода имени Калинина общей площадью около 60 тыс. кв. м. Часть этих зданий под охраной государства. После проведения историко-культурной экспертизы мы определимся с концепцией развития этой территории. Магазин появится в 2018-м или первой половине 2019 года.
- Какие еще форматы вы готовы развивать? Торговые центры, пункты выдачи интернет-магазина?
– Формат во многом зависит от того, какой участок удалось найти. Конечно, для нас предпочтительней, когда мы стоим отдельно, с собственной парковкой, ни от кого не зависим. Но если предлагается участок, где поместится что-то еще, приходится строить, так как земля дорогая.
Наши новые магазины строятся с пунктами выдачи интернет-заказов. Отдельные точки, где их можно забрать, мы пока не планируем. Но есть намерение запустить доставку через постаматы в городах, где у «Максидома» нет гипермаркетов.
Торговый центр мы уже построили в Екатеринбурге. Но в Северной столице, где есть Fort Group и «Адамант», такого не планируем. На мой взгляд, каждый должен заниматься свои делом.
Справка:
Компания «Максидом» была основана в 1997 году в Петербурге. На данный момент владеет 12 гипермаркетами товаров для дома и ремонта (восемь в Санкт-Петербурге и по одному магазину в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и Екатеринбурге). Александру Евневичу принадлежит 75 % компании, Ларисе Александровне Черепановой – 17 %, Сергею Валентиновичу Голикову – 5 %.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»