IKEA вывела деньги со счета, арестованного по делу о взыскании 9,3 млрд рублей, но суд добрался до петербургских активов компании. Она послала SOS властям и признала: бизнес под угрозой исчезновения.
Пять тысяч арендаторов комплексов «Мега» по всей России растеряны. Они не знают, куда вносить плату. IKEA в бегстве от претензий предпринимателя Пономарева реорганизовала российскую «дочку» и опустошила ее счет. А Пономарев не успокоится, пока не отсудит половину годовой выручки мебельной корпорации. Планы по строительству новых «Мег» могут быть скорректированы.
С IKEA судится предприниматель Константин Пономарев. Десять лет назад он для петербургских комплексов «Мега» отдал в аренду передвижные дизельные электростанции (ДЭС). Корпорация отбилась было от его миллиардных претензий в арбитраже, но в мае 2016 года бывший топ-менеджер Йоаким Виртанен сознался в оговоре бизнесмена и оформил явку с повинной в следственный департамент МВД, и Пономарев с учетом новых обстоятельств обратился в суд общей юрисдикции. Процедуру взыскания долгов с IKEA возобновил Краснинский районный суд Смоленской области (по месту регистрации Пономарева). Первой ласточкой стал иск на 507 млн рублей в качестве неустойки по одному из договоров. В октябре 2016 года Смольнинский областной суд утвердил решение. Пономарев подал еще один иск, на довзыскание 9,3 млрд рублей по тому же договору.
Операционную деятельность в России IKEA издавна вела через компанию «ИКЕА Мос». Председатель Краснинского суда Ирина Цуцкова наложила арест на деньги компании в «Ситибанке». Банк, получив исполнительный лист, 21 ноября 2016 года с сожалением констатировал:
«Денежные средства на расчетных счетах «ИКЕА Мос» отсутствуют».
По идее, этого не могло быть. IKEA владеет 14 комплексами «Мега» в России. На счета «ИКЕА Мос» многие годы вносили плату около пяти тысяч арендаторов-контрагентов.
Однако это случилось. По данным «Вестника государственной регистрации», 20 июня 2016 года, после откровений Виртанена, прошло внеочередное собрание участников «ИКЕА Мос», на котором было принято решение о реорганизации компании в форме выделения из нее двух самостоятельных юридических лиц.
По информации «Фонтанки», через месяц после начала реорганизации, а именно 25 июля, в недрах IKEA был подписан внутренний договор. Операционное бремя от «ИКЕА Мос» переходило к другой компании – «ИКЕА Сентерс Рус Оперэйшн», которая имеет расчетный счет в петербургском филиале шведского банка SEB (Skandinaviska Enskilda Banken). Тогда же, 25 июля, IKEA составила письмо своим контрагентам-арендаторам. Их уведомляли о перечислении платежей на счет «ИКЕА Сентерс Рус Оперэйшн».
«При этом документы должны оформляться в прежнем виде, то есть в соответствии с требованиями, определенными заключенными договорами, и направляться в адрес и на имя уполномоченных лиц «ИКЕА Мос», – указано в письме.
Действия IKEA судья Цуцкова сочла злоупотреблением правом в виде вывода имущества, так как еще 11 июля 2016 года определением по первому делу о взыскании 507 млн реорганизация была запрещена, и 28 ноября вынесла определение в адрес «ИКЕА Сентерс Рус Оперэйшн». Ей запрещено принимать деньги контрагентов «ИКЕА Мос» в пределах суммы иска 9,3 млрд рублей.
«Указанные меры направлены на обеспечение сохранности денежных средств «ИКЕА Мос», являющихся предметом спора, и невозможность их увода на другие аффилированные организации», – определила судья.
«Ситибанк» пообещал блокировать средства, если они будут поступать на счета «ИКЕА Мос», до достижения арестной суммы 9,3 млрд.
Сегодня, 2 декабря, IKEA отреагировала на ход судебного процесса эмоционально, фактически призвав государство вмешаться в деятельность суда:
«Органы государственной власти должны обратить внимание на необоснованные действия Краснинского суда, поскольку подобные решения отрицательно влияют на операционную и инвестиционную деятельность компании в России», – указано в релизе IKEA.
Определение суда об аресте миллиардов, как следует из заявления компании, уже обжаловано. В Краснинском суде «Фонтанке» не смогли подтвердить эту информацию.
Своеобразную трактовку поражений IKEA дал «Фонтанке» представитель компании в судах Виктор Степанов:
"Пономарев пытается реализовать схему, по которой средства ИКЕА и других компаний, с которыми он судится, мгновенно выводятся из России в офшор, как только суд первой инстанции принимает решение в пользу Пономарева. По сути, эта схема делает невозможным возврат средств в случае обжалования решения суда в вышестоящих инстанциях. Выигранные 507 млн рублей Пономарев переуступил компании-однодневке ООО "Альфа". Единственным участником ООО является офшор, зарегистрированный на Британских Виргинских островах "Капаалекс консталтинг Лтд», а генеральным директором – Анастасия Павлова – представляющая Пономарева в судах. Кроме того, ООО "Альфа" зарегистрировано за неделю до передачи Пономаревым этой компании всех прав требования. Сегодняшняя история про 9 миллиардов – второй этап той же схемы. Суд поселка Красный вынесет решение в пользу Пономарева, Пономарев переуступит права требования однодневке ООО "Альфа", деньги уйдут в офшор, и ИКЕА столкнется с невозможностью их вернуть. Без сомнения, мы собираемся обжаловать это решение, но у нас большие опасения, что удастся вернуть средства в случае нашей победы в вышестоящих судах".
Константин Пономарев в комментарии «Фонтанке» отреагировал:
"Мой спор с ИКЕА рассматривается в Смоленской области, так как требования к ИКЕА принадлежат мне лично как физическому лицу, соглашением с ИКЕА предусмотрена договорная подсудность по моему месту жительства, а я зарегистрирован в своем жилом доме в деревне Аносово Краснинского района. Общая сумма задолженности ИКЕА составляет более 120 млрд рублей. Решение о взыскании 507 млн рублей уже вступило в законную силу. Арестованные 9,3 млрд рублей представляют собой очередную часть долга. Обеспечительные меры обоснованы тем, что ИКЕА начала реорганизацию и вывод активов, несмотря на ранее введенный судебный запрет на данные действия. Требования переданы мною на ООО "Альфа" в связи с тем, что оно зарегистрировано в Краснинском районе. Я хочу, чтобы максимально все налоги от взысканных сумм оставались в месте, где я проживаю. ИКЕА не нужно заботиться о возврате взысканных денег, поскольку, несмотря на то, что решение суда (по иску на 507 млн) вступило в законную силу полтора месяца назад, оно ИКЕА не исполнено».
Учитывая пессимистичный настрой адвоката Степанова, Пономарев имеет шансы на взыскание суммы, которая составляет больше половины годовой выручки IKEA (200 млрд в 2015-м). Не исключено, что компания скорректирует свои планы по строительству третьей «Меги» у Петербурга и комплексов в Подмосковье и Челябинске.
Кроме Пономарева, головную боль IKEA доставляет Следственный комитет. В конце октября 2016 года он возобновил уголовное дело о неуплате шведской корпорацией налога на прибыль на сумму 32 млрд рублей. По версии следствия, в августе 2011 года «ИКЕА Мос» была продана одним юрлицом IKEA другим юрлицам IKEA за 35 млрд рублей при рыночной стоимости 162 млрд, и разница якобы позволила корпорации снизить размер налога в 4000 раз – с 32 млрд рублей до 8 млн.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»