В 2017-м Смольный обещает велосипедистам сразу 3 новых маршрута. Где и как они будут построены и пострадают ли автомобилисты, «Фонтанка» спросила у Вадима Власова, первого зампреда комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
Велодорожки в центре, места для хранения велосипедов у станций метро и оплата велопроката по «Подорожнику» – Вадим Власов, перешедший в КРТИ из Московской области, обрисовал «Фонтанке» завораживающие перспективы. И рассказал, как именно город потратит 130 млн рублей, выделенные на новые веломаршруты в 2017-м.
- На прошлой неделе КРТИ запустил голосование за самый востребованный веломаршрут. Но уже на следующий день его отменил из-за атаки ботов... Зачем вам понадобился этот опрос горожан?
– Мы запустили голосование, чтобы актуализировать наши данные и на их основании выбрать, какие маршруты мы будем строить в следующем году. В первый же день голосование привлекло повышенное внимание горожан, возникли боты, как будто специально ждали этого опроса. Мне это говорит о том, что общественность внимательно наблюдает за нашей работой, и это хорошо.
- Будете объявлять голосование заново?
– Мы уже заменили его анкетированием. На нашем сайте есть ссылка на портал организации «Стройпроект», которая вела предпроектные разработки веломаршрутов. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSew003PKDtdI-T5QAOvPYlIgKgwlanojrt0pv5MowI8VMNzpA/viewform.
- Велоактивисты уже раскритиковали подход КРТИ. Они утверждают, что при планировании нужно ориентироваться не на существующие потоки, а на потенциальные — те направления, которые вы хотели бы развивать.
– У нас выстроена совершенно последовательная работа, не вижу оснований для ее критики. В 2014 году были потрачены бюджетные деньги на предпроектные проработки, на основании опроса общественного мнения были сформированы веломаршруты. Сейчас мы эту информацию просто актуализируем — узнаем, что изменилось к концу 2016 года. Вчера мы проехали по трем из двадцати предложенных маршрутов. Я вижу, где можно без проблем создать велодорожки, а где потребуются инженерные решения. Вначале мы обустроим существующие маршруты и только после будем создавать новые.
- Какой у вас план на 2017-й?
– До конца декабря мы закончим анализ анкетирования и на основании актуализированных данных определимся с первоочередными маршрутами, которые будут построены в следующем году. Затем мы проанонсируем 3 веломаршрута, подготовим техзадание, и, думаю, в начале следующего года мы заключим контракт на проектирование и реализацию. На эти цели уже выделено 130 млн рублей.
Фактически это прямая демократия – где люди скажут, там мы и будем строить, но мы задаем свои условия. Сейчас пока про прогулочные маршруты мы не говорим. В городе их достаточно. Если кто-то хочет прокатиться, он едет на Приморский проспект, за город, где можно покататься по естественному ландшафту. Для нас велосипед — это, в первую очередь, альтернативный вид транспорта. Мы хотим сделать маршруты, по которым люди смогут добираться на работу и таким образом снять нагрузку с улично-дорожной сети. Многие готовы пересесть на велосипед, если это будет комфортно. В нашей рабочей группе практически все велосипедисты, и я в том числе.
- Вы ездите на работу на велосипеде?
– Я бы с удовольствием ездил.
- А что мешает?
– С приходом теплого времени года я пересяду на велосипед. Я живу далеко, придется километров 12 ехать.
- А где живете – на севере или на юге?
– На севере, на улице Савушкина.
- Тогда понятно, где будет первая велодорожка.
– Там с инфраструктурой уже все нормально. По пешеходной зоне вдоль Приморского проспекта, которая не загружена, затем через мост и по Каменноостровскому проспекту. Мы уже по ней катались с семьей, доезжали до "Авроры".
- Кстати, о мостах. Это главная проблема центра. По пешеходной части не проехать — много пешеходов, по проезжей — опасно, очень узко.
– Пока придется спешиваться. Так сразу, в лоб с мостами мы ничего не сделаем. Мой принцип: лучшее — враг хорошего. Если сейчас увлекаться креативом, можно привлечь внимание, прозвучать, но эффекта будет мало. Сначала мы хотим сделать то, что можем реализовать без проблем, начать с устройства маршрутов для большинства велосипедистов. А дальше — пожалуйста, мы не останавливаемся. Креативные решения тоже будем находить. Может быть, каким-то образом сможем и опыт Европы перенять.
- Как вы будете строить велодорожки в следующем году? Снова разметка на тротуаре?
– Мы нацелены на то, чтобы велодорожка была максимально обособлена. В кварталах, где есть такая возможность, она будет устроена посередине газона, вдоль автомобильной дороги. На проспектах, где тротуар примыкает к проезжей части, мы будем ломать голову над организацией маршрутов совместно с ГИБДД. В некоторых случаях нам придется действовать в соответствии с правилами дорожного движения — выделять для велодорожки 0,75 метра от края тротуара и еще полметра — на буферную зону. Вполне возможно, это будет за счет уменьшения проезжей части для автомобилей.
- Готовы к протестам?
– Мы не собираемся доводить дело до протестов. Если они начинаются, значит, мы делаем что-то неправильно. Буквально вчера я поручил Центру транспортного планирования (подведомственный КРТИ. — Прим. ред.) разобраться, где мы можем ужать проезжую часть.
- Будут ли для велосипедистов свои светофоры, знаки, чтобы не спешиваться при переезде через перекресток?
– Обязательно.
- Возможны ли велодорожки в центре? В этом районе больше всего велосипедистов.
– Да, мы планируем их создать. В центре, где перестроить улично-дорожную сеть уже нельзя, будем наносить разметку, визуально, конструктивно выделять полосы. Проектировщики нам дадут предложения, просчитают их экономически, а мы уже будем выбирать.
- Где будут первые маршруты - набережная Фонтанки, Загородный проспект?
– У нас варианты, но мы еще выбираем. Опять же, всё будет зависеть от анкетирования.
- В ноябре «Велосипедизация» выпустила руководство по проектированию велодорожек «Престо». В нем городам, где велодвижение еще не развито, предлагают начать с «успокоения траффика» – снижать на некоторых улицах скорость движения, устанавливать освещение, чтобы на велосипеде было безопасно ехать по краю дороги, без велодорожки. Что вы об этом думаете?
– Минутку. (Вадим Власов идет к книжному шкафу и достает книгу «Престо».) Я уже дал поручение Центру транспортного планирования посмотреть, насколько будет уменьшаться пропускная способность этих улиц. Но, в любом случае, мы не сможем обеспечить велосипедистов дорожками полностью. Где-то придется ехать по проезжей части или тротуару.
- У вас есть какие-то показатели, цели, которых хотите достичь благодаря развитию велоинфраструктуры?
– Сейчас проходит согласование концепция развития транспортной системы. В ее рамках будет сформирована четкая программа с показателями. Пока без методик мы не можем спрогнозировать, сколько людей будет пользоваться велоинфраструктурой через год-два.
- До прихода в КРТИ вы работали в Московской области. Там во многих городах уже есть велоинфраструктура. Какой-то опыт вы позаимствуете?
– Информация из Московской области мне поступает до сих пор. Мы уже фактически переняли опыт Краснознаменска, который считается столицей Велоподмосковья. В нем у нас проводился семинар, вместе с руководством Московской области мы сели на велосипеды, прокатились по выделенным дорожкам. Смотрим, что планируют в Мытищах.
- В Москве за последние годы построили множество велодорожек – просто сузили автомобильные полосы.
– Они очень жестко взялись за сужение проезжей части – и тротуары расширили в центре города, и велодорожки устроили. Но давайте соревнования не устраивать. Мы сначала проработаем, возможно ли применить этот опыт в Петербурге, и сделаем так, чтобы было хорошо всем жителям.
- Москва действует в общемировой логике — если в центре ограничивают движение, вводят платные парковки, то параллельно развивают инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов. А у нас выходит несколько односторонне — ввели платную парковку, и все.
– Давайте не сравнивать Петербург с Москвой. Города совершенно разные, и улично-дорожная сеть Москвы имеет существенные отличия.
- Хорошо, а есть какие-то города в Европе, похожие на Петербург?
– Санкт-Петербург похож на Санкт-Петербург, знаете такой город? Как в песне у Александра Яковлевича Розенбаума: «И сравнения с Венецией нам не нужны!» Ни на кого мы не будем ориентироваться в плане выстраивания сети велодорожек. Маршруты будем развивать исключительно совместно с жителями. Если и перенимать, то только отдельные фрагменты, решения.
- В ближайшее время в КРТИ должен появиться отдел по развитию велосипедной инфраструктуры.
– Мы его выделим из существующего отдела, модернизируем структуру.
- Что произошло? Все предыдущие годы вопрос велоинфраструктуры задвигался в дальний угол.
– Просто была подготовка, а сейчас мы уже приступаем к реальным действиям, которые можно будет увидеть.
- В этом году было много жалоб на прокат «Велогород». В следующем году улучшится его работа?
– Мы плотно работаем с ними. Недавно мы подготовили ужесточение требований, прописанных в соглашении с «Велогородом». Мы сократили сроки устранения неполадок и замечаний. В случае нарушения сроков будем применять штрафные санкции. У компании есть серьезные намерения по модернизации сети. До конца года она представит детальные проработки по оплате проката с помощью «Подорожника».
- Вы пришли на работу в КРТИ этим летом. Как вам на новом месте?
– Замечательно, я люблю Петербург с 1993 года, когда приехал сюда впервые. В Москве и Московской области темп более высокий, постоянные обновления, эксперименты. В Петербурге, напротив, вопросы прорабатывают более глубоко, решения принимаются взвешенные. Перспективы у нас очень хорошие. Будем делать наш город краше.
Беседовала Антонина Асанова, "Фонтанка.ру"