Железная дорога, которая пересекает Петродворцовый район, в перспективе должна будет пропускать 30-40 млн тонн грузов в год.
В кулуарах Смольного рассматривается вопрос, который кардинально изменит жизнь юго-западной части Санкт-Петербурга. В интересах порта «Бронка» железнодорожную ветку Лигово – Ораниенбаум – Бронка «утяжелят» грузовыми составами. Планы могут в будущем превратить этот район Северной столицы в промышленную зону.
Единственная железная дорога, которая пересекает Петродворцовый район и по которой можно добраться до Стрельны, Нового Петергофа, Старого Петергофа, Ломоносова и Соснового Бора, в перспективе должна будет пропускать 30 – 40 млн тонн грузов в год. Это около 80 – 90 грузовых поездов в сутки.
«РЖД по запросу ООО «Феникс» (оператор порта «Бронка») еще в январе 2016-го выдала компании новые технические условия использования железнодорожной линии – разрешена перевозка до 8 млн тонн грузов в год. Для выхода на этот уровень предусматривалась реконструкция некоторых объектов железной дороги. При этом реконструкция планируется масштабная: появится возможность пропускать по ветке не дополнительные 8 млн тонн, а 35 – 40 млн тонн. Последняя цифра, по минимальным подсчетам, – это 80 – 90 грузовых поездов в день. Пока по данному отрезку железного пути в сутки проезжает более 60 электричек, затем появится техническая возможность пустить до 90 грузовых составов», – говорит источник «Фонтанки» в Смольном.
Реконструкция с большим "запасом", вероятно, объясняется долгосрочными планами порта "Бронка". При запуске проекта анонсировалось, что "Бронка" станет лидером контейнерного рынка. И к моменту окончания строительства третьей очереди порта объем перевалки должен составить 1 млн 900 тыс. TEU в год.
На эти цифры портовики планируют выйти только к 2025 году. Пока до таких показателей далеко. Как уже сообщала "Фонтанка", по итогам 2016 года объем перевалки в порту "Бронка" составит лишь 32 – 33 тыс. TEU, что, конечно, не повлияет серьезно на дорожную ситуацию. Так что разговоры о транспортном коллапсе на Юго-Западе пока сугубо теоретические, но нагрузка на железнодорожную ветку может начать увеличиваться уже в 2017 году, по крайней мере владельцы порта уверены в росте показателей своего проекта. 8 миллионов тонн грузов, разрешение на которые получено, – это около 18 составов в день.
«Для обеспечения пропуска грузового поездопотока в адрес ММПК «Бронка» в настоящее время выполняются предпроектные проработки по развитию железнодорожных подходов к ММПК «Бронка» в соответствии с техническими условиями ОАО «РЖД» от 21.01.2016 (исх. № исх-762).», – цитата из внутреннего документа, который изучают чиновники Смольного. Смольному предлагается согласовать предложенный РЖД предпроект развития железнодорожных подходов к ММПК «Бронка».
Как только все будет согласовано, железнодорожная ветка Лигово – Ораниенбаум (на участке Рыбацкое – Среднерогатская – Предпортовая – Лигово – Бронка) будет готова обслуживать морской порт.
Это значит, что движение грузовых поездов плюс к 60 электричкам усилит нагрузку на несколько железнодорожных переездов, имеющихся на Юго-Западе Санкт-Петербурга. И это важные транспортные узлы, которые связывают Санкт-Петербург с Петергофом и Ломоносовом, – даже при нынешней загрузке они уже захлебываются от пробок и автопотока.
Чиновники, судя по документам для внутреннего пользования, признают масштаб надвигающейся проблемы. В документах для внутреннего пользования, которые готовили для одного из городских комитетов, есть заключение: «планы РЖД и Бронки не соответствуют Генеральной схеме развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга». Генеральная схема, напомним, оплачивалась из нескольких источников, в том числе из бюджета Санкт-Петербурга, и была утверждена в 2015 году.
Источник «Фонтанки» напоминает, что еще при проектировании порта «Бронка» изучались несколько вариантов строительства новых железнодорожных путей к причалам морского порта. Один из вариантов – строительство ветки в обход Петродворцового района по территории Ленинградской области.
В 2014 году власти Санкт-Петербурга прорабатывали проект строительства другого пути – Тайцы – Бронка. Строительство этого пути обошлось бы федеральному бюджету в 30 млрд рублей.
И вот оба варианта забыты. А еще недавно один из самых влиятельных людей Санкт Петербурга, Михальченко, за три месяца до ареста успел получить для своего масштабного инфраструктурного проекта карт-бланш на использование «Бронкой» существующей железной дороги в Петродворцовом районе.
В Смольном, судя по всему, уже оценивают, чем для города обернется загрузка единственной в этой части железнодорожной ветки.
Сразу несколько структур правительства Санкт-Петербурга спешно решают, как не заблокировать железнодорожным транспортом часть города. 29 ноября в Смольном прошло совещание с участием специалистов отраслевых комитетов, на котором обсуждались меры, позволяющие частично решить проблему.
В повестке – принятие решения о целесообразности выполнения предпроектных проработок по строительству нескольких путепроводов. В частности, рассматривается вопрос строительства виадуков на пересечении Петергофской улицы с железнодорожной линией Балтийского направления, на пересечении Дворцового пр. с железнодорожной линией Балтийского направления, строительство транспортной развязки по створу Блан-Менильской улицы через железнодорожные пути Ораниенбаумского направления (документ имеется в распоряжении «Фонтанки»).
Глава комитета по архитектуре и градостроительству Владимир Григорьев не стал уточнять планы КГА и рекомендовал обратиться к своему заместителю Александру Тетерину. Дозвониться до Тетерина не удалось.
Как стало известно «Фонтанке», заказчиком проектов по строительству нескольких виадуков выступает ООО «Феникс». Эту информацию подтвердили в проектной компании АО «Петербургские дороги».
«Строительство или обустройство железнодорожных переездов в Петродворцовом районе – это полумера, чтобы хоть как-то разгрузить поток машин в том случае, если нагрузка на железнодорожную ветку увеличится в разы. К тому же вопрос – кто будет строить виадуки. Смета создания одного около миллиарда рублей. На федеральный бюджет или РЖД эти траты не переложить», – продолжает собеседник «Фонтанки».
В администрации Петродворцового района надвигающуюся проблему также понимают. Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Петродворцового района, вопрос строительства виадуков чиновники хотят вынести на рассмотрение Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга, который вскоре пройдет под председательством министра транспорта РФ.
Пока районные власти предлагают выполнить предпроектные работы по строительству в Петродворцовом районе трех путепроводов. «Вот наша позиция. Предлагаем строительство путепроводов в створах Дворцового проспекта, Блан-Менильской улицы и Ропшинского шоссе для закрытия существующих железнодорожных переездов с Дворцовым проспектом в Мартышкино, Петерговской улицей в Старом Петергофе и Ропшинском шоссе в Новом Петергофе», – ответили на запрос «Фонтанки» в пресс-службе администрации района.
Узнать позицию РЖД и представителей порта «Бронка» пока не удалось – в обеих структурах пока не ответили на официальный запрос «Фонтанки». Вероятно, судьбу новых виадуков представители Смольного обсудят в четверг, 8 декабря. Санкт-Петербург посетит глава Минтранса РФ Максим Соколов.
Катерина Кураева, специально для «Фонтанки.ру»