Русский музей не отказался от планов застроить двор Михайловского дворца, несмотря на мнение совета по культурному наследию. Проект рассчитывают согласовать до июня 2017-го.
Ноябрьское решение совета по сохранению наследия, поначалу представлявшееся приговором для идеи реконструкции Михайловского дворца, оказалось вполне исполнимым. Русский музей с помощью архитектора Рафаэля Даянова готовит новый проект. Согласования рассчитывают получить в первой половине следующего года, а начать работы — в 2018-м.
Идею застроить внутренние дворы Михайловского дворца — разбить их на этажи перекрытиями и накрыть куполом из стекла – Русский музей вынашивал последние лет пятнадцать. Но это не удержало совет по сохранению культурного наследия от нещадной критики. На ноябрьском заседании эксперты заявили, что проект искажает замысел Росси, противоречит законодательству и здравому смыслу. Зачем затевать стройку и тратить 800 млн ради конференц-зала на 85 человек и одного выставочного помещения, риторически осведомились они.
После заседания казалось, что проект отменен окончательно. Замдиректора музея Владимир Баженов был пессимистичен, заявляя, что музей, скорее всего, не успеет скорректировать проект и получить финансирование Всемирного банка до 31 декабря.
Спустя месяц оказалось, что не все потеряно. Компромисс предложил архитектор Рафаэль Даянов, которого совет попросил помочь малоопытному «ЛенПолпроекту». «Мы проанализировали все материалы, которые были представлены, и нашли более простые решения, учитывающие все рекомендации совета», – рассказал Рафаэль Даянов «Фонтанке».
Для начала архитектор предложил отказаться от одного из двух перекрытий, оставив лишь нижнее, между цокольным и первым этажом. В подвале появится лифтовой холл, а выше — лекционный зал для школьников и студентов. Сама шахта лифта переместилась в угол двора. На уровне второго этажа к ней могут пристроить небольшую галерею.
«В сервизном дворе до перестройки дворца под музей Александра III существовала галерея, она была остекленной и отапливаемой, – объяснил Рафаэль Даянов. - Мы попытаемся ее восстановить на историческом месте, хотя бы частично, для передвижения маломобильных групп». Возможно, что эта галерея будет стеклянной — для сохранения исторических объемов внутреннего двора.
Еще одно предложение – отказаться от длинного пандуса для колясочников у парадного входа. Его придумали заменить двумя типовыми подъемниками. Эвакуационная лестница на фасаде, выходящем в Михайловский сад, также отринута, как необязательная.
Новые дверные проемы решено раскрывать по минимуму. «Мы наложили исторические планы до перестройки дворца на современные и получили план всех перестроек, – рассказывает Даянов. – Шум по поводу оконных проемов — суета, потому что оконные и дверные проемы многократно перебивались и перестраивались в этом дворе».
Наконец, стеклянная кровля будет полностью скрыта от взглядов прохожих. Архитектор обещает: «Ее будет невозможно увидеть».
Обновленный проект уже обсуждается с комитетом по охране памятников. «Есть договоренность рассмотреть его в узком кругу экспертов, а затем вынести проект на большой совет по сохранению наследия», – рассказали в пресс-службе КГИОП. Скорее всего, заседание состоится после Нового года. При этом предметы охраны двора-колодца будут утверждены «на днях», добавили в ведомстве.
Вопрос финансирования реконструкции тоже вот-вот решится. Почти 2,4 млн долларов (150 млн рублей) на проект должен был выделить Всемирный банк, еще 650 млн — Министерство финансов. «Совместно с Минфином и Министерством культуры мы ведем переговоры о техническом продлении срока рассмотрения проекта хотя бы на полгода», – пояснил директор Фонда инвестиционных строительных проектов Алексей Васильев.
«Стоимость реконструкции будет не выше, а скорее всего, даже ниже», – рассчитывает он. Финальная смета будет готова в апреле – мае, после очередного прохождения Госэкспертизы.
Русский музей уже всерьез готовит к переезду отделы, занимающие помещения рядом с западным двором. В сентябре он заключил контракт на 40 млн рублей с компанией «Раритет». Она должна в январе 2017-го привезти в Инженерный замок оборудование для научной библиотеки, бронекладовых и мастерских. На Садовую переедет часть отделов древнерусского и декоративно-прикладного искусства, фонд помещения художественных рам и реставраторы древнерусской живописи.
Рафаэль Даянов надеется, что совет по наследию не будет возражать против одного перекрытия между цоколем и первым этажом. Музей получит развитие, а объем двора практически полностью сохранится.
Не тут-то было. «Есть решение совета — отказаться от междуэтажных перекрытий. Какие тут могут быть компромиссы?» – не согласен зампред петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов.
Главный вопрос остается неразрешенным – зачем перекрывать маленький двор размером 10 на 14 метров, если те же площади освободятся после переезда отделов музея в Инженерный замок? И если музей не использует полностью площади Строгановского и Мраморного дворцов.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»