«Почта России» показала кнут, которым заставит иностранных интернет-ретейлеров раскрывать содержание и стоимость посылок. Кому достанется пряник, разбиралась «Фонтанка».
С 1 января все незарегистрированные пакеты из-за рубежа весом до 2 кг должны будут доставляться на таможенное оформление в город Мирный в Якутии. Чтобы не совершать обходной маневр, отправителю придется предоставить «Почте России» все данные о содержимом вложении. Это ускорит доставку и повысит сохранность отправлений, считают в «Почте России». Кроме того, вставшим на учет интернет-продавцам будет сложнее уклониться от оплаты НДС, который хотят взимать с них российские власти.
О намерении «Почты России» изменить правила обработки международных посылок рассказывал глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров в ходе «Летучки на «Фонтанке»: «Трансграничная торговля» - оператор намерен сделать их регистрируемыми, то есть получать все данные об отправителе, получателе, содержании и стоимости товарного вложения.
Как поясняет «Почта России», цель изменений – улучшить сервис. Перемещения нерегистрируемых посылок невозможно отследить, что «негативно сказывается на сроках доставки» и «значительно увеличивает риск утери или повреждения отправлений».
Чтобы мотивировать иностранные почтовые администрации переходить на доставку регистрируемых отправлений, почтовый оператор решил ввести новые правила их обработки. В частности, теперь нерегистрируемые пакеты весом до 2 кг — как частные, так и заказы из иностранных интернет-магазинов – должны будут доставляться в место международного почтового обмена (ММПО) в городе Мирный в Якутии, который начнет работать с 1 января 2017 года.
Как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе оператора, это ограничение не коснется других видов отправлений — писем, открыток и посылок весом более 2 кг. Они по-прежнему смогут проходить через другие ММПО, которых у монополиста сейчас двенадцать. В «Почте России» подчеркнули, что ее действия соответствуют нормативам Всемирного почтового союза, которые позволяют открыть только одну точку для приема нерегистрируемых отправлений на территории страны.
Таким образом, почтовый оператор значительно облегчает себе работу: регистрируемые пакеты должны быть предсортированы по регионам доставки в РФ еще в стране отправления. Кроме того, «Почта России» сможет больше заработать. Чтобы не отправлять пакет через Мирный, придется заплатить на 0,5 доллара больше. Повышать расценки в 2017 году не планируется, однако, с учетом нынешних объемов, и это немало. Ранее оператор сообщал, что в 2015 году в Россию поступило 128 млн международных отправлений с товарными вложениями, в 2016 году ожидается 230 млн.
Пропускную способность ММПО в Мирном в «Почте России» не назвали, однако сообщили, что к 1 января оно будет оснащено оборудованием «для бесперебойного приема входящей международной корреспонденции».
В самом по себе желании «Почты России» перейти на регистрируемые посылки, нет ничего удивительного, считают участники рынка. «В настоящее время практически все экспресс-операторы предоставляют сервис «сквозного отслеживания», то есть работают с регистрируемыми отправлениями», – рассказали «Фонтанке» в компании SPSR. Новые правила «Почты России» могут «выровнять ценовое предложение», что даст коммерческим компаниям «дополнительный потенциал для роста», считают в компании.
Однако у новшества будет еще одно важное последствие. «Это еще один шаг в долгом пути приведения в равные условия работы иностранных и российских интернет-магазинов», – считает глава Ассоциаций компаний интернет-торговли Алексей Федоров. Напомним, в октябре президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать введение налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин для зарубежных интернет-магазинов. По данным АКИТ, законопроект об НДС может быть внесен в Госдуму уже в марте – апреле. По словам Алексея Федорова, наличие у почтового оператора полных данных о посылках позволит в том числе отслеживать, насколько исправно иностранный оператор платит налоги.
Сама «Почта России» не раскрывает, какая часть иностранных интернет-магазинов сейчас выбирает регистрируемый тариф. По оценке Алексея Федорова, таких отправлений только 10% от общего трафика. Благодаря введенным «Почтой России» ограничениям, в следующем году их доля увеличится до 60 – 70%.
По мнению эксперта, белые интернет-площадки даже при более высокой стоимости услуг будут выбирать регистрируемый тариф, потому что посылка будет идти быстрее. «Многие продавцы согласны платить эту мизерную сумму из своей маржи, понимая, насколько это улучшит клиентское восприятие», – говорит он. А вот нерегистрируемый поток будут выбирать «всякого рода консолидаторы и так называемые «серые агрегаторы», считает он.
Однако, по мнению участников рынка, заградительные меры этим не ограничатся. «Следующим шагом «Почты России» может стать требование личной явки в Якутию на таможенный пост, и о международной онлайн-торговле можно будет забыть», – иронизирует председатель совета директоров «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. Но есть и плюсы – отечественный рынок e-commerce ждет небывалый расцвет, добавляет он. В частности, сам ретейлер недавно тоже вышел на рынок логистических услуг, запустив почтового оператора «Ю.Post».
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»