Диплом Национального открытого института России купили полицейские Петербурга. Но раз документ подписала ректор Ада Грызлова, то и вопрос встал шекспировский: «Быть или не быть уголовному делу».
В понедельник, 12 декабря, в первой половине дня прокуратура Петербурга решит, будет ли возбуждено уголовное дело и как оценить манипуляции бывшего полковника полиции, торгующего дипломами о высшем образовании. Оперативники думали, что идут на комбинацию с прохвостом. Однако, посетив вуз, где ректором является супруга высокого сановника, Ада Грызлова, поняли – ее фирма контрафактом не торгует.
Началось все безобидно. 8 декабря, около 15 часов, прелестный «Лексус» подъехал к автосервису на Салова, 40. В салон иномарки сел петербуржец и передал водителю 100 тысяч рублей в качестве заключительного транша за приобретение им диплома о высшем образовании. Первые 300 тысяч он уже внес в качестве предоплаты в ноябре этого года. И те разговоры были сняты на видео, а заключительная беседа записана на аудио. Когда из машины вышел новоявленный дипломированный менеджер, туда заглянули любопытные оперативники экономической полиции Фрунзенского района.
Вскоре полковник полиции в отставке 62-летний петербуржец Федор Рахимов сидел в привычном для него служебном кабинете. В безупречного вида рубашке и галстуке он удивлялся политической близорукости собеседников. Говорят, сразу перешел на шепот и произнес фамилию ректора. Но плохо он знает территориальных копов. Память у них волчья, ведь Борис Грызлов был их министром в начале нулевых. И они настолько равноудалены от политического космоса, что только хмыкнули: «Ну и что?» Это уже потом кто-то из них полистал свой гаджет и освежил память.
Действительно, супруг ректора, Борис Грызлов, был и министром МВД, и спикером Госдумы. А с декабря 2015 года он на геополитическом поприще – полномочный представитель РФ в трёхсторонней Контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины.
В записной книжке экс-полковника нашли визитную карточку Ады Викторовны, а также несколько листков с фамилиями, записанными так, словно они тоже получили в ее вузе образование волшебным, но не безвозмездным способом. Тогда с полковником в отставке стали говорить по-взрослому. Вначале он показывал глазами в потолок. Но, заметив на лицах оперативников вместо испуга усмешки, обиделся: «Раз дразнитесь, я вам вообще больше ничего не скажу». И закрылся 51-й статьей Конституции, гарантирующей ему право молчать себе во благо.
По данным нашего издания, у полицейских есть еще козыри в рукаве: они уже переговорили с теми, кто мелькнул в записях у задержанного, и те якобы подтвердили, что купили дипломы в заведении Ады Грызловой.
8 декабря уголовное дело возбуждать не стали и, соответственно, фигуранта отпустили. Но 9 декабря в Национальный открытый институт, расположенный в Приморском районе на улице Сестрорецкой, полицейские пришли с осмотром.
О самом институте лучше его сайта вряд ли и скажешь: «Частное образовательное учреждение высшего образования Национальный открытый институт Санкт-Петербург» основан в 1991 году. Четверть века вуз дает классическое фундаментальное образование при помощи самых современных инновационных технологий. Свыше 200 000 жителей России и СНГ за эти годы получили дипломы. Многие выпускники заняли руководящие должности в органах государственной власти. Заодно сын Бориса Грызлова, Дмитрий трудится там проректором по связям с общественностью, а бывший депутат ЗакСа Игорь Риммер отвечает за профессиональное обучение.
Результаты полицейского визита подтвердили опасения товарища Рахимова. Изъятый ими диплом оказался что ни на есть самым настоящим. Документ проведен по всем учетам. Подписи, штампы – все красиво. Оперативники дальше поверхностных бесед с сотрудниками вуза не пошли. Им и так хватило устных объяснений, мол, кое-где порой в их институте кое-кто честно жить не хочет. Но на вопрос, откуда взялась подпись ректора Грызловой на дипломе от 2 декабря этого года, пока почерковедческой разгадки нет.
«Фонтанка» попыталась получить комментарии в Национальном открытом институте. Пока они думают, а мы ждем.
Не исключено, что руководство института поинтересовалось перспективами визита у руководства гостей. К выходным между следствием и оперативниками началась дискуссия. По мнению одних, надо возбуждать «Мошенничество». На что оппоненты справедливо, на взгляд «Фонтанки», парируют: «Какое ж это мошенничество, если диплом настоящий».
Для установления истины на помощь призвали прокурора Фрунзенского района. По информации «Фонтанки», сегодня, 12 декабря, к обеду, надзор должен сказать свое последнее слово. Согласны, нелегко ему.
PS: Уже после публикации материала Дмитрий Грызлов подтвердил «Фонтанке», что в пятницу в институт приходили сотрудники Фрунзенского ОБЭП: «Их интересовали данные о неком мужчине, работает ли он в университете, заявление на него написал наш выпускник. Мы предоставили все документы, мужчина у нас не работал».
Грызлов добавил, что сейчас в стране «кошмарят частные вузы», напомнив ситуацию с Европейским университетом, который на днях лишили лицензии.
«Мне лично слухи о том, что мы продаем дипломы, неприятны. Если бы это было так, я бы уже на Bentley ездил, а я всего лишь на пятилетнем BMW. У нас дистанционная форма обучения, это не тот случай, чтобы покупать диплом: люди без отрыва от производства могут получить образование, как это сделал и наш выпускник, о котором идет речь, о его обучении у нас сохранились все данные».
Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»