Фотограф “Коммерсанта” Давид Френкель травмирован в неравной схватке с психиатрами. Как это происходило, показывает видеокамера, запечатлевшая усиленное желание вылечить журналиста от недоверия к полиции.
Омбудсмен Петербурга просит прокуратуру проверить бригаду врачей, решившую принудительно оказать помощь фотографу Давиду Френкелю в 78-м отделе полиции. Связанный журналист личным опытом доказал, что от «психушки» спасает активное сопротивление.
В 78-й отдел на улице Чехова фотографа «Коммерсанта» Давида Френкеля доставили 11 декабря после стычки с активистами НОД.
Полицейские, по словам Френкеля, больше интересовались не количеством полученных им ударов, а маршем ЛГБТ, который освещал фотограф. Он отказался отвечать, замкнулся, уткнулся в телефон, скрестил руки на груди и заявил, что боится полицию.
Судя по рассказам полицейских, Давида по-отечески увещевали: дескать, где-где, а в оплоте законности и порядка можно и расслабиться. Фотограф принял доверительный тон за издевку.
«С парнем что-то не так, надо проверить на адекватность», – видимо, решил замначальника 78-го и запросил скорую психиатрическую помощь.
Бригада застала Давида на том же месте. Он сидел под прицелом видеокамеры, дарившей ощущение безопасности.
Встречу с тремя медиками Френкель описал «Фонтанке» так:
«Вошли. Забрали документы. Моим самочувствием не поинтересовались, осмотреть не предложили, не представились. Приказали выйти из-за стола. Я хотел остаться под камерой, боясь насилия и лекарств. На меня набросились».
Видеокамера в отделе запечатлела неравную схватку. Полицейские перестраховались, сняв сцену на мобильники: «Это не мы».
Давид проиграл бой. Руки ему связали жгутами. Но крики и сопротивление поумерили пыл психиатров. С принудительным осмотром решили повременить.
Тем временем в холле 78-го нервничал отец фотографа. Как сообщила на своей странице в Facebook член общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Яна Теплицкая, врач с ним переговорил.
«Отец Давида сказал, что считает поведение Давида и самого Давида адекватным. Врач сказал, что раз так, то Давида, конечно, надо отпустить, Давида развязали и выпустили из отдела», – пишет Теплицкая.
На память у фотографа остались следы на шее и руках.
Теплицкая задается вопросом:
«Если человек вошел в отдел полиции без ссадин и кровоподтеков, а вышел с ними, то дело государства доказать, что ссадины причинены не представителями государства или что их было необходимо причинить».
Комитет здравоохранения Петербурга оставил редакционный запрос без ответа, сославшись на врачебную тайну.
Как пояснил «Фонтанке» врач-психиатр Владислав Ларичев, эпизод в отделе полиции очень похож на процедуру принудительного психиатрического освидетельствования:
«Оно проводится, чтобы выяснить потребность обследуемого в помощи и, соответственно, госпитализации. Для освидетельствования нужно согласие, но не всегда. Недобровольные меры принимаются, если человек представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, беспомощен, или врач считает, что без помощи может наступить существенный вред здоровью».
Уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов направил запрос в прокуратуру с требованием проверить действия врачей, отпустивших Френкеля, хотя он, судя по решительности бригады, так нуждался в их поддержке.
Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"