Солярка на петербургских АЗС подорожала за последнюю неделю на 20-40 копеек. Виноваты ограничения ОПЕК, налоговый маневр Минфина и ремонт Московского НПЗ. «Все ожидали более плавного роста стоимости, но по факту оно произошло одномоментно», - говорят эксперты.
На прошлой неделе значение регионального биржевого индекса зимнего дизельного топлива подскочило более чем на 1 рубль и достигло 33,44 рубля за литр, следует из обзора Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи. Цены на АЗС, которые плавно росли начиная с октября, напротив, за последнюю неделю отыграли несколько копеек и составили 35,75 рубля за литр. Однако после рывка в оптовом звене цены начинают повышаться и в рознице.
Само по себе подорожание не оказалось новостью для участников рынка. Одной из причин стало решение Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) сократить добычу, что привело к росту мировых цен на нефтепродукты. Дизельное топливо, в отличие от бензина, является для России экспортным товаром, поэтому нефтеперерабатывающим заводам более выгодно продавать его на внешних рынках, нежели на внутреннем, говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.
Однако рост мировых цен совпал с очередным этапом налогового маневра (политика Минфина по увеличению налога на добычу полезных ископаемых параллельно снижению экспортной пошлины. — Прим. ред.). Так, в декабре 2016 года ставки за вывоз дизельного топлива за рубеж сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 9 п.п., до 36,1 доллара за тонну. «В итоге выросла налоговая нагрузка на ту продукцию, которая осталось в России», – добавляет эксперт.
«В конце прошлой недели стало очевидно, что производители отреагировали на рост экспортного паритета снижением продаж дизельного топлива», – отмечают аналитики инвестиционной компании «Финам». Дефицит спровоцировал увеличение котировок на более востребованное зимнее дизельное топливо. Однако можно предположить, что биржевые цены на межсезонное дизтопливо также вскоре возьмут курс на повышение, считают в ИК «Финам».
«Все ожидали более плавного роста стоимости, но по факту оно произошло одномоментно», – рассказал «Водителю Петербурга» топ-менеджер одной из петербургских сетей АЗС. По его словам, хотя оптовые цены официально не догнали розничные, с учетом скидок постоянным и корпоративным клиентам, на заправках солярка стоит даже дешевле, чем на бирже. «В результате доходность АЗС сейчас минимальная за последние несколько лет», – говорит он.
Такая ситуация заставляет участников рынка корректировать потребительские цены на дизельное топливо опережающими темпами. Так, у «Киришиавтосервис» стоимость дизельного топлива на этой неделе была увеличена на «20-40 копеек» и «округлена до 36 рублей за литр», рассказал «Водителю» сотрудник АЗС на Пулковском шоссе. В сети Neste неделю назад стоимость литра увеличилась на 20 копеек, сегодня еще на 10, до 36,89 рубля, сообщили на АЗС на Васильевском острове. Shell уже скорректировал цены 2 декабря до 36,29 рубля за литр. Дальнейшее изменение будет зависеть от биржевых цен, уточнили на станции на Пискаревском проспекте. В «Газпромнефти» и «Татнефти» на момент публикации на запрос «Водителя Петербурга» не ответили. В ПТК сообщили, что не могут комментировать динамику цен, сославшись на запрет ФАС.
Впрочем, по мнению экспертов, с большой долей вероятности можно предположить, что дальнейший рост неизбежен. В частности, с 1 января размер акциза на дизельное топливо вырастет с нынешних 5293 до 6800 рублей за тонну (для сравнения, для автомобильного бензина ставки не изменятся. — Прим. ред.). Чтобы компенсировать сокращение доходов, производители будут по-прежнему отдавать предпочтение экспортным продажам.
Дефицит же на внутреннем рынке дополнительно подогреет реконструкция Московского нефтеперерабатывающего завода, которая продлится до марта. «Поскольку осушить столицу нельзя, многие производители отдают продукцию туда, создавая еще большую нехватку топлива в регионах. Это также будет оказывать влияние на оптовые и розничные цены», – рассказал один из участников рынка.
Впрочем, ценам на бензин, по мнению аналитиков, упасть тоже не дадут. Параметры налогового маневра, заложенные на 2017 год в виде сокращения экспортных пошлин на сырую нефть и на бензин, обещают рост относительно 2016 года, в зависимости от цены нефти, на 5-8%, – отмечает Виктор Костюков, ведущий аналитик ООО «Алгоритм Топливный Интегратор».
По мнению участников рынка, корректировка цен на АЗС также неизбежна. Подорожавшее дизельное топливо также будет оказывать давление на розничную стоимость бензина.