В Петербурге 15 декабря рассмотрят одно из самых резонансных политических дел нынешнего десятилетия. Должна ли Россия выплачивать экс-акционерам нефтяной компании «ЮКОС» компенсацию в 1,8 миллиарда евро, будут обсуждать в Конституционном суде. Запрос сюда пришёл из Министерства юстиции. «Фонтанка» разобралась в аргументах сторон и с минимумом юридической терминологии объясняет: кто, чего и почему хочет добиться в споре.
Почему от России хотят 1,8 миллиарда евро
Рекордную компенсацию «ЮКОСу» Европейский суд по правам человека присудил в 2014 году. Он решил, что российские суды, рассматривавшие в 2004 – 2005 годах налоговые претензии к нефтяной компании, неправомерно завысили штрафы. С «ЮКОСа», напомним, взыскали 99 миллиардов рублей. Это нарушило право компании на защиту собственности, считают в Страсбурге. Минюст с европейской Фемидой не согласен. Он уверен, что позиция ЕСПЧ расходится с ранее опубликованными решениями российского Конституционного суда, а следовательно – с самим Основным законом.
Первый аргумент Минюста: «ЮКОС» – злостный неплательщик
Страсбург заметил в российском «деле ЮКОСа» существенный нюанс. Взыскивая налоговые штрафы за 2000 – 2001 годы, власти «забыли» о сроке давности по таким делам. Он составляет три года, а чиновники пришли за штрафами почти через четыре, подчеркнули европейские судьи.
Минюст напоминает, что в 2005 году Конституционный суд счёл подобное поведение правомерным. Государство может нарушить закон и отступить от срока давности, если налогоплательщик был злостным нарушителем и «препятствовал» налоговым проверкам. По мнению чиновников, именно так вёл себя «ЮКОС».
Второй аргумент Минюста: «ЮКОС» не защищался
Европейский суд по правам человека полагает, что Россия вменила «ЮКОСу» слишком высокий исполнительский сбор – наказание за штрафы, не выплаченные по требованию судебных приставов. Он составил 7%, хотя могло быть гораздо ниже, полагают в Страсбурге. Ведь расходы государства на работу приставов не так уж велики.
Споря с Европой, Минюст вновь ссылается на решение КС – на сей раз 2001 года. Позицию конституционалистов министерство пересказывает так: государство и не собиралось возвращать себе издержки за работу приставов, а просто оштрафовало «ЮКОС» «в связи с несоблюдением законных требований». К тому же компания не пыталась снизить размер сбора в российских судах.
Третий аргумент Минюста: компенсацию получат «не те»
Изначально иск в ЕСПЧ подавала сама компания «ЮКОС». Но из-за того, что она к 2014 году обанкротилась, компенсацию Страсбург присудил акционерам. А в их отношении «не было установлено каких-либо нарушений», заявляет Минюст. «Данный подход нарушает общепризнанный принцип справедливости и равенства перед судом, – жалуются чиновники. – ЕСПЧ не разделяет акционеров на добросовестных и тех, кто, формально являясь акционером, участвовал в незаконных схемах по уклонению от налогообложения».
Кто представит Россию в КС
Министерство юстиции на слушании в КС будет представлять замминистра, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде Георгий Матюшкин. Кроме него в Конституционном суде выступят представители правительства, Госдумы, администрации президента, Генпрокуратуры. Вероятно, они также будут защищать тезис: Россия компенсацию платить не должна. Но на заседание могут пригласить и сторонних экспертов, которые попытаются высказать противоположную точку зрения.
Как Россия искала противоядие от решений Страсбурга
Вплоть до 2014 года в нашей стране не существовало механизма, который позволял бы ей игнорировать решения ЕСПЧ. Но сразу после того, как Страсбург решил взыскать с России 1,8 миллиарда евро, этот механизм был спешно создан. В 2015 году Конституционный суд возложил сам на себя новую функцию – признавать отдельные постановления Страсбурга неисполнимыми в России.
Каким может быть решение КС
Конституционный суд рассматривает прения сторон публично, но решение вырабатывает в закрытом режиме. Поэтому итогового постановления 15 декабря ждать не стоит – его, при самом быстром раскладе, опубликуют до Нового года. Тем не менее предсказать, что решит КС, не составляет труда. С вероятностью 99,9 % России компенсацию по делу «ЮКОСа» платить не придётся. Это может привести к осложнению отношений с Советом Европы, в чью структуру входит Европейский суд.
Елена Кузнецова, "Фонтанка.ру"