Писатель и гендиректор АЖУРа Андрей Константинов - о том, почему западные страны хоть и косвенно, но причастны к убийству российского дипломата в Турции.
Вооруженное нападение на российского посла в Турции Андрея Карлова произошло в понедельник, 19 декабря, в Анкаре. 22-летний полицейский выстрелил в упор ему в спину, представитель российского МИДа скончался на месте. Российское внешнеполитическое ведомство сразу же квалифицировало произошедшее как теракт. Писатель и гендиректор АЖУРа Андрей Константинов рассказал о том, почему турецкая сторона почти не виновата в смерти российского подданного.
- Банальный вопрос: почему в Анкаре стреляют в российского посла? Ведь наши отношения с Турцией только наладились, а тут – опять вражеский жест.
– Турция — страна неоднородная, страна, в которой фактически в очередной раз разгорелась гражданская война. Эрдоган пытался решать проблему с курдами, но в том числе из-за того, что так развивалась ситуация в Сирии, все усилия пошли прахом. Несостоявшийся турецкий мятеж был прозападным, гюленовским (сторонники Гюлена, идейного вдохновителя мятежа, проживающего в США) и антиэрдогановским. Кстати, турецкие мятежники и турецкие власти к курдской проблеме по-разному относятся, и мятеж — это не дело рук курдов. А еще они по-разному смотрят на то, что происходит в Сирии. То есть у них разная точка зрения на болевые точки. Если Эрдоган смирился в какой-то степени с потерей Алеппо, смирился с тем, что какая-то другая конфигурация происходит в сирийском рисунке, то гюленисты более болезненно смотрят на эту ситуацию. Алеппо, кстати, был почти турецкий город, почти наш Донбасс для них. Там очень много сражалось этнических турок, закачано много денег, там было много спецслужб и инструкторов-турок.
Поэтому на счет этого конкретного полицейского, который убил нашего посла, нужно рассматривать несколько версий. Может, это была его личная месть, например (он же выкрикивал что-то про Алеппо), у него брат там погиб? Или, может, он член какой-то организации? В Турции очень много тайных обществ. В Турции их любят, гюленисты тоже в своем роде такая тайная организация, которая все общество пронизывает.
Допустим, эти люди приняли политическое решение с целью осложнения отношений с Россией, выстроили свою комбинацию и отдали команду убить посла. Могло быть еще достаточно много разных причин и версий. Надо смотреть, что это конкретно за человек. Раз он полицейский, значит его вычислят. Он ведь мог быть завербован, кем угодно, например, ИГИЛ. Эта организация, запрещенная в России, дает настолько соблазнительную идеологию, что на нее подсаживается кто угодно, будь то славянская девушка или полицейский, потому что там обещают рай на земле — то же, что обещали коммунисты и нацисты.
- То есть это история о том, что в Турции очень много разнообразных проблем, но в большинстве из них часть людей винит Россию?
– Корень не в России. Совсем не в России. Все то, что происходит на Ближнем Востоке, устроила не Россия. Посмотрите, кто последние 17 лет воюет без перерыва, кто начал с Югославии и, не останавливаясь, продолжал в Ираке, Афганистане, Ливии. Все в мире говорят, что Россия — самая агрессивная страна. Но перед вторым сроком Обамы, который ныне уходит, лауреата Нобелевской премии мира, никакого "Исламского государства" не было. Видимо, Россия за эти четыре года взяла и построила его. Там же, видимо, обучаются русские хакеры, которые в Америке все на свете ломают.
Но, если по-серьезному: уважаемые западные страны, дорогой Евросоюз, спасибо вам за военные операции, которые вы так блестяще проводили на Ближнем Востоке. Вы так радовались, что убили Каддафи и разнесли Ливию, что не могли сложить дважды два и понять, что из одного будет вытекать другое? То, что происходит там сегодня, это ваших рук дело. А Россия в Сирии находится всего 14 месяцев, и все время ее обвиняют в том, что она не хочет воевать с ИГИЛ. У вас же коалиция намного дольше времени существует, но особыми успехами вы похвалиться не можете.
- То есть смерть российского посла — это итог действий западных стран?
– Все в мире взаимосвязано, особенно, если мы говорим о Ближнем Востоке, где все страны — сообщающиеся сосуды. Вы убьете Каддафи в Ливии, а отзовется это в Сирии, Ираке, Стамбуле. Ближний Восток — зона особой ответственности, где нужно хорошо понимать и разбираться, когда ты к чему-то приступаешь. У врачей есть принцип «не навреди». Вы такого уровня специалисты, что видя прыщ на ноге, вы отрезаете под корень ногу? А затем говорите, что прыщ не проблема? Это, конечно, так, потому что человек уже кровью истекает и умирает, и его уже этот прыщ не волнует. «Спасибо вам за ваше вмешательство», – сказал бы этот человек, но он уже не успеет. Так вот, я утверждаю, что Запад проявил возмутительную некомпетентность в вопросах отношений с Востоком, в частности, когда Саркози громче всех кричал, что нужно уничтожить кровавого диктатора Каддафи. Замечательно, лучше стало? Нет. Ливии теперь не существует, она разорвана на 9-10 провинций, в том числе в ней есть ИГИЛ. Город Дерна, я в нем был, там есть порт и много чего еще. Это их новая база, вот чего вы добились! Или это некомпетентность, или это осознанное превращение внешней политики в черт знает что.
Что касается Турции, то эта страна еще недавно была абсолютно безопасной, куда все ездили. Где то благословенное время? В Сирии 5 лет назад тоже было все спокойно. А потом вдруг как-то раз – все остервенели. Видимо, вирус поймали. Так не бывает, это привнесенное. В Турции курорты были безопасны, и, кстати, Эрдоган давал работу курдам, это была такая программа вовлечения их в общественную жизнь. Еще перед трагедией с самолетом, я говорил всем своим друзьям: «Забудьте про Египет и Турцию. Это фактически воющие страны, и вам никто не может гарантировать безопасность там». А теперь подтверждение этому находится еще и в том, что нашего посла не смогли уберечь турецкие спецслужбы.
Любое убийство дипломата — событие беспрецедентное. Мы в этом смысле сравнились с американцами, хотя, как ни зло это будет звучать, они заслуживают того, что случилось с их послом в Ливии. Его убили те люди, кого американцы привели к власти. Вы зачем они их поддерживали? Зачем стояли на стороне исламистской сволочи, которая понятно как к ним относится? И ровно то же самое происходило дальше. На Западе гигантское сочувствие к Алеппо и скрежет по отношению к России и Асаду. Как угодно к нему можно относиться, но это светский правитель, который гарантировал все права меньшинств (конфессиональных, конечно). А вы поддерживаете тех, кто говорит, что мы всех собак перережем. Вы поддерживаете террористов, а потом удивляетесь, что идут теракты?
- Чем грозит этот беспрецедентный шаг — убийство посла? Отношения с Турцией снова ухудшатся?
– Я думаю, что нам хватит мудрости не возлагать политическую ответственность за это на руководство Турции. Потому что это было бы неправильно и не очень справедливо: меньше всего это нужно было Эрдогану. Интересантов много, но не он. В хитрую турецкую извращенную игру я не верю. Хотя всяко, конечно, бывает, и он психованный персонаж, но не настолько.
Хотя извинения и компенсации здесь не помогут, и отношения с Турцией все равно будут деградировать, потому что такую травму сложно излечить. Если Маша Ване случайно ногу отрубила, то ноги в любом случае нет, и без нее сложно. В полицию Ваня не напишет, но без ноги никак. Здесь так же примерно. Проблема будет с туристами. Говорить и давать знаки нашим согражданам в такой ситуации в духе «езжайте на турецкие курорты» — слишком цинично, и наши министерства не решатся на такое. Вряд ли турки это тоже захотят. Понимая, что убивают послов в Анкаре, те же немцы еще 20 раз подумают о том, ехать ли. Уже это — проблема, ведь туризм в Турции на многое влияет.
Дальше – вопрос об эффективности расследования. Сейчас же не 19 век на дворе. Когда убили Грибоедова, можно было прислать алмаз и посчитать инцидент законченным, тем более что Грибоедоев, мягко говоря, не очень адекватно себя вел и спровоцировал собственную гибель. Здесь же надо понять, что это было на самом деле? Была ли в этом сложная игра? В Турции ли заканчиваются корни этой истории? А есть интересанты на Западе? А они есть, я не говорю, что они причастны, но они есть.
Запад с очень большой тревогой наблюдал за сближением Турции и России и собственным отдалением. После попытки мятежа, когда до Эрдогана дошло, что это прозападный и антиэрдогановский переворот, как он еще должен был поступать? Ведь Запад сочувственно отнесся к мятежникам. И поворачиваться было некуда, кроме как к России. При этом Турция — страна НАТО. У Турции вторая после американской армия в этой организации (европейские армии ничего не стоят – они за 25 лет решили, что это не нужно, лишь кое у кого есть ВВС, спецназ и внутренние войска). А турки всегда говорили такую вещь: «Это нам нужно НАТО или НАТО нужны мы?». Заинтересован Запад, чтобы что-то произошло между Россией и Турцией? Конечно. Дальше смотрим, почему этот офицер так сделал? Кто его вдохновлял? Давайте смотреть его контакты? Если он гюленист, то какое отношение он к Западу имел? Сегодня можно много чего выяснить и вычислить.
- Россия через какое-то время отправит в Турцию нового посла, как ему в этой ситуации лучше себя вести?
– Я не думаю, что ему будет сильно тяжело. За следующим все носиться будут и пылинки сдувать. Сначала будет наверняка временный поверенный. Турецкое направление в целом сложное, убитый был выдающимся дипломатом. О нем отзывались как о профессионале. По его интервью видно, что он серьезный специалист. Какая будет реакция России? Она будет направлена не на Турцию, а на международное сообщество в целом. Пусть цинично, но Россия обязана из этой ситуации взять максимум, что возможно, чтобы смерть не была напрасной. Посол, как солдат, погиб на своем посту. Профессия дипломатов тоже связана с риском, особенно в стране на полувоенном положении.
- Учитывая такой жест, как убийство посла, можно ли сравнивать российские внешние отношения с каким-либо другим периодом в истории нашей страны? Или мы сейчас переживаем ни с чем не сравнимое время?
– Дело не в убийстве посла. В разное время разного уровня работники погибали и в погонах, и без. Ситуация настолько плоха, что даже не хочется говорить элементарные вещи, но их мало кто говорит. У нас до сих пор по государственному телевидению звучит фраза, что ИГИЛ — это группировка террористов, которая запрещена в России. Ничего себе группировка, с которой коалиция из шести стран не может справиться! Вы понимаете, о чем речь? Какая группировка? Это самое настоящее государство с населением, податью и деньгами. Гражданского населения в ИГИЛ больше 10 млн человек. Это государство, провинции которого находятся на территории более 30 стран. Это не одна Ливия. Это притом что зарин (к слову о химоружии) можно в любой университетской лаборатории синтезировать. Понимаете, о чем я? Проблемы такого характера в мире не было очень давно. Были другие: нацистская Германия тоже весь мир поставила раком и была посильнее. Но к обычному терроризму сегодняшняя история не относится. Такого рода проблем раньше не было, и надо сказать за это спасибо американским друзьям, которые создавали "Аль-Каиду". Они не думали, что эта чума прыгнет и на них, они думали, что этот волк поест советских граждан. Но волк он и есть волк: он ест всех.
«Фонтанка.ру»