Владимир Аникеев, которого считают лидером “Анонимного интернационала”, не мог не навлечь на себя гнев серьезного ведомства, написав письмо, обидное для министра обороны. "Шалтаю-Болтаю" не простили троллинг Сергея Шойгу и военной контрразведки.
«Анонимный интернационал» взламывал переписку чиновников, политиков и бизнесменов минимум три года, до поры до времени – безнаказанно. «Фонтанке» подсказали причину ареста Аникеева, известного также как Льюис. Видимо, это не государственная измена, в которой обвиняют офицеров Центра информационной безопасности ФСБ, к которой Льюис не причастен. Просто ему не надо было задевать Сергея Шойгу, а затем глумиться над армейскими чекистами.
"Шалтай-Болтай", представлявшийся также «Анонимным интернационалом», объявился в Сети в самом конце 2013 года. С 2014 года начал шалить всерьез. В Интернете оказались доступны массивы электронной переписки, приписываемые вице-премьеру Дворковичу, топ-менеджменту ВТБ, членам кооператива «Сосны» и функционерам «Молодой гвардии «Единой России». Читать было интересно. О некоторых из них «Фонтанка» рассказывала: истории Игоря Всеволодовича Гиркина – Стрелкова и связанного с Евгением Пригожиным «Агентства интернет-исследований» в Ольгино стали темами наших публикаций.
Праздник продолжался недолго. В последующие годы "Шалтай-Болтай" продолжал радовать громкими именами. Владислав Сурков, пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова и сам Дмитрий Медведев, размышления некоего Евгения Викторовича о членах тандема, хозяин «Ньюс-Медиа» Ашот Габрелянов – далеко не полный список. Но информации стало меньше. "Шалтай-Болтай" взял открытый курс на коммерцию и более не выкладывал полное содержимое электронных почтовых ящиков. Два-три письма с потертыми данными для затравки – и добро пожаловать на биржу, покупать архивы за биткоины.
Неуловимыми авторы «Анонимного интернационала» оставались до поры до времени. В ноябре 2016 года задержали Владимира Аникеева, представлявшегося Льюисом, – его назвали создателем и вдохновителем. В декабре 2016 года под арест попали начальник второго оперативного управления Центра информационной безопасности ФСБ Сергей Михайлов, оперативник того же управления Дмитрий Докучаев и глава отдела расследования компьютерных инцидентов из «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов. Предполагается, что Михайлов и Докучаев были связаны с Аникеевым, хотя и неясно, кто из них выступал в роли поставщика информации. В январе чекистам и Стоянову предъявлены обвинения в госизмене, заговорили о связи с ЦРУ.
Насколько известно «Фонтанке», Владимир Аникеев к ЦРУ отношения не имеет, и причина острой реакции в виде ареста – чрезмерная самонадеянность. Если игры с перепиской коммерсантов и даже очень высокопоставленных, но гражданских чиновников сходили с рук, то военные юмора в Сети не понимают.
Звонок для "Шалтая-Болтая", возможно, прозвенел в августе 2015 года, когда «Анонимный интернационал» опубликовал открытое письмо главе департамента военной контрразведки генерал-полковнику Александру Безверхнему. "Шалтай-Болтай", демонстрируя озабоченность сохранностью военных секретов, опубликовал несколько писем из почтового ящика Ксении Большаковой, которая занимала должность секретаря начальника департамента строительства Минобороны Романа Филимонова, экс вице-губернатора Петербурга.
«Мы с сожалением убедились в полной некомпетентности сотрудников ряда подразделений Министерства обороны РФ в области информационной безопасности, а если говорить более конкретно — в преступной небрежности. Через бесплатные почтовые сервисы типа yandex.ru, mail.ru и американский gmail.com передавались незашифрованные служебные документы, часто представляющие собой секретную информацию, связанную с обороноспособностью РФ», – писал "Шалтай-Болтай". И добивал: «В записях устройств секретаря Филимонова Ксении Большаковой оказались пароли и доступы на служебные почтовые сервера Министерства обороны. С печалькой отмечаем, что если данная информация стала доступна нам, то с большей степенью вероятности она могла быть доступна и спецслужбам ряда заинтересованных стран».
Полный архив якобы секретной переписки был выставлен на электронную биржу за 350 биткоинов. Тогда один биткоин стоил менее 10 тысяч рублей, сегодня один биткоин – 58,7 тысячи рублей.
Свой патриотизм «Анонимный интернационал» оценил вполовину: «Продающийся на Бирже информации массив г-на Филимонова может быть продан сотрудникам военной контрразведки с 50% скидкой. При условии верификации нами этих сотрудников».
В подписи было указано «С уважением», но смотрелось это фальшиво.
Неизвестно, выкупал ли кто-нибудь письма у "Шалтая-Болтая" и показывал ли при этом удостоверение контрразведчика, но комментарием на бирже «Анонимный интернационал» продолжил глумиться: «Продано. Лот реализован со скидкой 50 %».
По данным «Фонтанки», заплатить за письма предлагали и лично Роману Филимонову. Он отказался.
Мы не знаем, какие слова и кому говорил министр обороны Сергей Шойгу, но, как нас уверили осведомленные собеседники, и содержание, и тон были крайне убедительны. Департамент военной контрразведки получил команду. Видимо, в том же 2015 году личности членов «Анонимного интернационала», выступавших под именами персонажей «Алисы в Стране Чудес», не были секретом.
Центр информационной безопасности ФСБ, люди которого теперь мелькают в связке с "Шалтаем", скорее всего, занимался «Анонимным интернационалом» параллельно и вступил в контакт с Аникеевым. Как складывались их отношения и кто выступал в качестве источника информации – пока не ясно. Интерес мог быть и взаимным.
В ноябре 2016 года Аникеева, который находился на Украине, по данным «Фонтанки», позвали на встречу в Петербург. С кем? Либо с сотрудниками ЦИБа, либо с чекистами из Департамента военной контрразведки, так как, похоже, и те и другие вели с ним свою игру. Аникеев, согласившись на беседу, затем запаниковал, вместо самолета воспользовался автомобилем, и его от греха подальше задержали на российско-белорусской границе. Выбор, очевидно, был не слишком богатый: вымогательство или неправомерный доступ к компьютерной информации. Судя по тому, что, как сообщают СМИ, он активно дает показания и согласился на сделку со следствием, вы уже догадались, что он выбрал.
Что интересно – кто стоит за Льюисом. Если, конечно, он не самостоятельная фигура. Сотрудники ЦИБ ФСБ на эту роль не годятся – с ними Аникеев связался, уже став Льюисом.
Биография Аникеева ответа не дает. Конечно, он не журналист. Хотя трудился в смежной сфере – профессионально работал с информацией в одном из информационно-аналитических агентств вплоть до 2013 года. Как уверяют «Фонтанку» знакомые будущего Льюиса, компьютерным гением он не был и предпочитал старомодные, но надежные методы: личные знакомства, беседы за рюмкой виски. Действительно, как отмечали ранее, был неравнодушен к женскому полу.
Достоверно известно, что Аникеев оставил работодателя в середине 2013 года. Через несколько месяцев о себе заявил «Шалтай-Болтай». Льюис практически покинул Петербург. Был ли он главным в «Анонимном интернационале», нам неизвестно. Те, кто знал его несколько лет назад, замечают: «Не лидер». Какие суммы мог приносить "Шалтаю-Болтаю" шантаж в Сети, подсчитать невозможно, но заметно, что Аникеев не демонстрировал сверхпотребления. Жил в основном в доме в Паттайе, с женой и собакой. Посещал Momento Beach Restaurant, где за блюдо берут 7-15 долларов. Временами с женой посещал остров Ко Чанг, где останавливался в «четверках» без претензий – Koh Chang Sea View Resort и Cliff resort. Если бы ограничился гражданскими, может, жил бы там и дальше.
Денис Коротков, "Фонтанка.ру"