Ближе к выборам президента в России может появиться закон о защите чести и достоинства главы государства. С таким предложением накануне выступил спикер ГосДумы Вячеслав Володин. От кого нужно защищать гаранта Конституции, а также о мировой практике по защите чести первых лиц, говорили в эфире [Фонтанки.Офис].
Для обсуждения предложения спикера ГосДумы Вячеслава Володина на связь со студией интернет-канала [Фонтанка.Офис] вышли главный редактор Carnegi.ru Александр Баунов, доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог Екатерина Шульман, директор, ведущий юрист «Центра защиты прав СМИ» Галина Арапова, социолог, директор "Левада-центра" Лев Гудков, а также писатель и философ Михаил Веллер.
По словам Александра Баунова, и во времена Римской Империи, и в эпоху Средневековья существовало юридическое понятие "оскорбление величества" (лат. crimen laesae majestatis), когда за нападки на власть можно было "лишиться головы". Более того, законы, защищающие честь и достоинство правителей, есть во многих странах мира и в наши дни, при этом речь идет не только об африканских авторитарных режимах. В Тайланде, в ОАЭ и даже в Голландии существует такая правоприменительная практика, – подчеркнул эксперт и напомнил о том, что в "стране тюльпанов" в 2015 году человек был привлечен к ответственности за оскорбление королевской персоны.
Еще одного эксперта, политолога Екатерину Шульман не удивил тот факт, что предложение Володина прозвучало в ответ на вопрос студента. (Напомним, свое предложение спикер ГосДумы озвучил на встрече с учащимися в университете "Иннополис"). "Подобное происходит постоянно. Время от времени вылезает какое-то существо с ясными глазами и говорит, например, Путину: дорогой Владимир Владимирович, а давайте вернем смертную казнь. После чего ему отвечают: ну, зачем же вы так. Один проявляет лояльность, а другой – умеренность. Все довольны", – описала подобную ситуацию политолог.
"Такого рода комбинации в публичном пространстве у нас разыгрываются довольно часто, – пояснила свою мысль Екатерина Шульман, – Какой-то публичный политик высказывает чрезвычайно лоялистскую мысль, после чего Кремль проявляет умеренность и цивилизованность. Таким образом все достигают своих целей. Тот, кто высказывает свою позицию, подтверждает свою лояльность, как государственного служащего, а Кремль на этом фоне выглядит прилично", – рассказала эксперт в эфире интернет-канала [Фонтанка.Офис].
О том, как российский политик может защитить свои честь и достоинство, а также о том, почему в России в подобной защите чаще нуждаются журналисты, рассказала директор и ведущий юрист "Центра защиты прав СМИ" Галина Арапова:
Социолог, директор "Левада-центра" Лев Гудков в интервью интернет-каналу [Фонтанка.Офис] особо подчеркнул, что высказывает свое личное мнение. "Проект о защите чести и достоинства президента РФ подтверждает тренд, который заключается в ужесточении репрессивной политики по отношению к СМИ. Пространство свободной дискуссии сокращается", – заявил Лев Гудков:
Философ и писатель Михаил Веллер, вслед за главредом Carnegi.ru Александром Бауновым, напомнил, что приблизительно такой же закон был в Римской Империи. "Оскорбление величества являлось уголовным и одновременно государственным преступлением и каралось вплоть до распятия", – рассказал собеседник интернет-канала [Фонтанка.Офис]. "Для того, чтобы вертикаль была крепка, отзываться о ней, а, главное, о ее вершине, можно только в восторженных или в еще более восторжанных тонах, ибо любая критика подрывает авторитет власти. Слово "власть" должно вызывать у народа верноподанническое выражение лица, выпученность глаз и крики "ура!", – прокомментировал предложение Володина Михаил Веллер, и посоветовал журналистам "запасаться веревками, мылом и вазелином" и готовиться к соревнованиям по "выражению восторга от действий власти".
Аудиоподкаст всего эфира:
Закон чести или "оскорбление величества": Нужна ли президенту защита от ругани и критики?
Фонтанка.Офис
Подписывайтесь на канал [Фонтанки.Офис] в Телеграме и получайте ссылки на самые интересные наши эфиры и их текстовые версии.