С нового года все новые и ввезенные в Россию автомобили должны быть оборудованы кнопкой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Петербургский автомобилист приобрел в США редкий пикап, но ввезти его до 1 января не успел, поэтому решил всё сделать сам. Как оказалось, нужно очень много побегать и немало заплатить. Правда, до сих пор неясно, кому давать деньги.
С 1 января 2017 года все новые и ввезенные в Россию автомобили должны быть оборудованы кнопкой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Она срабатывает во время аварии и передает данные ГИБДД и медикам. Новые требования усложнили жизнь автомобилистам, дилерам и импортерам. На авторынке растут цены, сократилось число ввозимых моделей, а на таможнях собираются сотни машин, которые владельцы приобрели, но не могут забрать. Не получается соблюсти закон даже у тех, кто хочет самостоятельно установить в свой автомобиль «тревожную кнопку». Инициатива оказалась наказуема деньгами.
Первопроходцы легких путей не ищут – но в случае с ЭРА-ГЛОНАСС их и не оказалось. Петербуржец Андрей Колесов приобрел в США дорогой и редкий пикап (даже марку машины не называет), выпущенный в 2016 году. Ввезти автомобиль в Россию до вступления в силу закона об ЭРА-ГЛОНАСС не успел, поэтому как законопослушный гражданин решил всё сделать сам. Но для того, чтобы соблюсти новые правила, нужно очень много побегать и немало заплатить, правда, до сих пор неясно, кому давать деньги. Первым делом Андрей Колесов получил СБКТС – сертификат о безопасности колёсного транспортного средства на таможне. Когда пикап ввезли в Россию, закон уже вступил в силу, а выданный документ, который по нормам выписывают только при личном осмотре авто, аннулировали.
«Я забрал автомобиль, на котором я не имею права даже по дорогам передвигаться. Я могу в нем цветы растить, животных разводить или жить в нем. Всё, что угодно, только не передвигаться. У меня нет ПТС. Его не выдали, потому что нет сертификата. Хотя даже в техрегламенте написано, что для моей машины достаточно укомплектовать, не нужно проводить особые тесты и так далее», – говорит Андрей.
Лаборатории, которые выдают нужный сертификат, петербуржцу отказали. Он считает, что там не знают, как действовать в условиях нового закона, и просто не хотят быть первыми и допустить ошибки. В компании, которая устанавливает комплект ЭРА-ГЛОНАСС на авто, сказали, что сначала машина должна получить сертификат под это устройство. Поставить кнопку могут, но гарантий, что без документа машина получит паспорт, никто не дает. В ходе поисков выяснилось, что ближайшая к Петербургу организация, где можно сертифицировать автомобиль под использование тревожной кнопки, находится в подмосковном Дмитрове и называется НАМИ. На сайте компании указывается, что она вообще единственная в России занимается этой деятельностью.
В НАМИ и Андрею, и корреспонденту «Водителя Петербурга» сообщили, что с физическими лицами не работают, а выдают сертификаты только на новые машины, выходящие на рынок. Стоимость установки комплекта – 800 тысяч рублей. Такой ценник в организации объясняют сложными испытаниями. По внутреннему регламенту, нужно проверить, как будет работать техника в автомобиле в разных условиях, например перевернуть его или измерить уровень шума. Получился замкнутый круг. Для того, чтобы установить тревожную кнопку, нужен сертификат, а его получить негде. При этом, по словам Андрея, даже если появится практика такой работы с физлицами, владельцы легковых машин могут оказаться заложниками ситуации и тут.
«Непонятно, почему мы, те, кто привез машину после 1 января, поставлены в такое положение. На легковую машину поставить систему вообще невозможно – там техника должна быть соединена с датчиками, подушками безопасности. На грузовики можно. Но нужно получить СБКТС, а лаборатории пока не понимают. На самом деле же всё просто. Пришёл, проверил документы, посмотрел, работает – больше ничего не надо. Я надеюсь, что после того, как поставлю это устройство, мне не откажут в сертификате. Как будут решать проблему владельцы легковых автомобилей, я не знаю», – рассказывает Андрей.
Влияние новой «Эры» почувствовали и автодилеры. Еще летом 2016 года зарубежные производители сообщали о планах сократить линейку моделей для ввоза в Россию и повысить цены. Концерны начали в большом количестве завозить машины сюда до Нового года, и нужные документы были получены до вступления в силу закона об ЭРА-ГЛОНАСС. Впрочем, не все успели с этим разобраться. К примеру, «Ауди» получила ОТТС (одобрение типа транспортного средства) не на все авто. В списке опоздавших – модели Q3, Q7, A4 и А5. Их поставки, скорее всего, будут осуществляться с опозданием в полтора месяца.
«Насколько «ЭРА» повлияла на цены, зависит от цены самой машины, – говорит вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов. – Чем дешевле автомобиль, тем сильнее в процентном соотношении это влияет на его стоимость, тем больше в процентном соотношении нужно будет потратить на сертификат. Так что на некоторые модели получение сертификата просто экономически нецелесообразно, и многие нишевые марки ушли с рынка».
Дорогие автомобили тоже решили отказываться от «Эры». Для сертификации, помимо всего прочего, нужно предоставить несколько машин на краш-тесты. Во время испытаний будет проверяться, как работает оборудование во время ДТП, например при боковом или лобовом ударе. Машина VIP-класса стоит немало и продается не так часто, как модели бюджетного сегмента, – такие бить никому не захочется.
В случае с «Эрой» импортозамещение пока не работает. По словам Вячеслава Жигалова, петербургские заводы получают комплекты оборудования из-за границы. В России есть небольшие компании, которые занимаются разработкой и производством таких устройств. Но чтобы получить сертификаты на них, производитель отечественных блоков должен заплатить около 180 тысяч долларов. Для маленькой фирмы – неподъемная сумма.
Ещё один вопрос в том, как будет работать система в режиме реального времени. По словам специалистов, пока слабо настроена автоматическая обработка сигнала и отправка его в диспетчерский центр. В идеале вызов с тревожной кнопки должен автоматически направляться в региональный центр, а оттуда – в экстренные службы. В Петербурге такие сигналы может принимать центр «112», но пока работа там проходит в телефонном и ручном режиме. Автоматика нужна: диспетчеры в режиме реального времени физически не смогут обработать все сигналы об авариях со всех российских дорог.
Видео на канале Fontanka Ru в YouTube
На судьбу авторынка страны и продажи машин тревожная кнопка пока не влияет. По словам автодилеров, январский спад – дело обычное и объясняется экономическими показателями. Россияне продолжают сдерживать расходы. В начале 2017 года активность покупателей на авторынке стала одной из самых низких за последние 5 лет. Впрочем, в будущее дилеры смотрят с оптимизмом. По итогам этого года ожидается рост продаж на 5 – 10%.
Самым громким последствием обязательного введения ЭРА-ГЛОНАСС стала задержка машин на таможне в Приморском крае. Более 800 иномарок из Японии, уже оплаченные покупателями, не впускали в Россию из-за отсутствия кнопки и сертификатов. Ещё несколько сотен машин остались в Стране восходящего солнца – по той же причине. Дошло до того, что губернатор Приморья Владимир Миклушевский обратился к правительству страны с просьбой перенести вступление закона в силу и дать всем время разобраться с нововведением. 17 февраля 2017 года иномарки на таможне наконец начали оформлять. Но это уже не помогло. Завтра во Владивостоке – одном из самых автомобильных городов страны – пройдет первый в России митинг против тревожной кнопки.