МВД признало, что фотограф “Коммерсанта” Давид Френкель был избит психиатрами скорой помощи в отделе полиции Петербурга. Но уголовного дела не будет, потому что били его во спасение.
Психиатры Городской станции скорой медпомощи проявили чудеса диагностики, сочтя фотографа «Коммерсанта» Давида Френкеля опасным для общества и насильно связав его, а через пять минут отпустив с миром. Видеозапись инцидента в 78-м отделе полиции противоречит показаниям врачей, нанесших побои фотографу.
Френкель был доставлен в отдел полиции на улице Чехова 11 декабря 2016 года после митинга, на котором он получил удар от представителя НОД. Фотографа поместили в комнату досмотра задержанных, и после недолгого общения с ним человек в штатском, оказавшийся замначальника 78-го отдела Манучаряном, вызвал психиатрическую помощь. «По внешнему виду было видно, что он (Френкель) чего-то тревожится», – объяснил свое решение Манучарян в Следственном комитете.
Общение психиатров с Френкелем попало в объектив видеокамеры. Опубликованный на «Фонтанке» отрывок инициировал серию проверок. Их результат подтверждает расхожую истину: не верь глазам своим.
К Френкелю приехала бригада 13-й подстанции с улицы Новостроек в Кировском районе. Возглавлял ее врач Кравчук, опыт работы психиатром выездной бригады Городской станции скорой медицинской помощи – с 1990 года. Видимо, на записи это персонаж, убеленный сединами. Его сопровождали фельдшеры Шустов и Ранюк.
Следственному комитету Кравчук рассказал:
«Услышав, что к нему приехала психиатрическая помощь, молодой человек внезапно возбудился, наклонился вперед, сжал кулаки и сказал: «Я вас…» На вопросы не отвечал и не реагировал. Для безопасности пациента и бригады были предприняты меры физического стеснения. Сначала удержание, а затем фиксация рук лентой».
Чем забитый в угол Френкель угрожал бригаде, из видеозаписи неясно:
Перед полицейским дознанием Кравчук и вовсе предстал чуть ли не пострадавшим:
«Френкель попытался ударить (меня) и кричал, угрожая словесно, и звал на помощь. Это состояние было оценено как острая аффективная реакция на стресс с психомоторным возбуждением и аффективной неустойчивостью. В этом состоянии пациенты опасны не только для окружающих, но и для себя».
Дознаватель Бижоева в своем постановлении об отказе в возбуждении дела сделала вывод:
«Френкелю были причинены телесные повреждения сотрудниками скорой психиатрической медицинской помощи, при этом применение физической силы производилось на основании закона и было обусловлено агрессивным поведением Френкеля. В действиях врачей отсутствуют признаки преступления по статье 116 УК (Побои), так как они были направлены на оказание медпомощи, а не на причинение повреждений».
Фотограф в беседе с «Фонтанкой» удивился:
«Полиция и СК никак не комментируют видеозапись. Я и адвокат целиком ее не видели, только отрывок с «Фонтанки.ру». Я не замахивался на врача и не угрожал. Мне не понравилось, что врачи забрали со стола мои документы и потребовали пересесть в другой угол. Мое стрессовое состояние началось с появления психиатрической бригады. Я испугался, что меня собираются обколоть. А пересаживаться отказался потому, что камера смотрела на угол, в котором я сидел. Я был один, и никакой другой подстраховки, кроме этой камеры. И я им это объяснял».
Врачи, кстати, косвенно признали, что собирались применить лекарства, и им помешало только активное сопротивление Давида:
«Медикаментозное воздействие на пациента произвести не представлялось возможным в связи с его возбужденным состоянием».
Бригада проявила чудеса диагностики. Через пять минут после того, как Френкель был сочтен угрозой себе и обществу и связан, Кравчук пообщался с отцом фотографа. И пациент перестал быть буйным:
«В связи с отсутствием показаний для недобровольной госпитализации к молодому человеку не стали принимать меры медицинского характера».
Адвокат Виктор Черкасов сообщил «Фонтанке», что постановления СК и полиции будут оспорены:
«По нашему мнению, дознавателем и следователем не дана оценка действиям бригады с позиции ведомственных приказов и инструкций. Нам пока не предоставляют материалы проверок. Получим доступ к ним – напишем мотивированные жалобы».
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»