Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как -3

3 м/с, ю-з

766мм

88%

Подробнее

Пробки

1/10

«Красный Бор» не нужен Москве, но нужен Финляндии

657

Глава Минприроды Сергей Донской в середине февраля в закрытом режиме посетил полигон по захоронению отходов «Красный Бор», а на прошлой неделе съездил в Финляндию к возможным партнерам по ликвидации опасного объекта. По возвращении он заявил, что разбираться с миллионами тонн опасных отходов начнут уже в этом году. Формулировки при этом он выбрал такие, что «зеленым» и чиновникам рангом пониже остается только догадываться, что он имел в виду. Экологи сразу выдвинули версию о том, что на полигоне все же построят мусоросжигающий завод - в Госдуме этот вариант не отрицают.

Сжигать или не сжигать?

В первую очередь активистов экологического движения смутил совместный вояж Донского и его финского коллеги Киммо Тииликайнена. Маршрут пролегал через завод по уничтожению опасных отходов и бытовых отходов финской компании Ekokem недалеко от Хельсинки. Компания является частью энергетического холдинга Fortum, который представлен в России ОАО «Фортум». Именно завод Ekokem несколько лет назад уничтожил 300 тонн химического оружия из Сирии. Любой разговор о термообработке вызывает аллергию у экоактивистов: в их среде сразу возникла теория, что финскому инвестору предлагают повторить свой опыт в Ленобласти.

«Мы ничего достоверно узнать не можем, пока не будет проекта, - говорит Виктория Маркова, председатель инициативной группы по экобезопасности Петербурга и Ленобласти. - Но у нас ранее были проверенные сведения о том, что Ekokem заинтересован в строительстве завода в Красном Бору. До этого у нас уже были здесь два проекта, касающиеся сжигания, — от ГИПХ и от «Пеуру Рус». За несколько лет сформировалась коалиция экологических организаций, и я уверена, что мы не позволим жечь отходы. Просто не хотелось бы получать лишние полтора года войны с чиновниками». Ранее «Фонтанка» писала о там, как представители межправительственной экологической организации ХЕЛКОМ (HELCOM) посещали «Красный Бор» с инспекцией. В составе группы были и представители Ekokem.

В Комитете по природопользованию «Фонтанке» заявили, что не рассматривают вариант строительства мусоросжигающего завода. «На сегодняшний день от компании «Фортум» поступила «дорожная карта», где пошагово расписаны предложения о рекультивации территории полигона, - уточнили в Смольном. - Первый шаг, на стадии выполнения которого сейчас находятся все стороны взаимодействия, - это отбор проб и предварительные исследования». В Министерстве природных ресурсов и экологии смогли лишь сказать, что обсуждаются разные формы сотрудничества с финскими партнерами.

Депутат Госдумы Михаил Романов в разговоре с «Фонтанкой», напротив, отметил, что категорично от сжигания никто не отказывался. Ранее парламентарий избрался от 217-го петербургского округа, включающего Колпино, так что за проблемами полигона следит пристально.

«Министр настаивает на сотрудничестве с финнами, - рассказал Романов. - Формы этого сотрудничества пока не определены. Петербургский комитет рассматривает два варианта - консервации и рекультивации. Но расходы во втором случае оцениваются в 50 млрд рублей. Понятно, что рассчитывать на такие субсидии сложно. Во время своего визита на полигон министр осмотрел, в частности, недостроенные корпуса завода и спросил, есть ли возможность все же разместить в них линию переработки».

Депутату противоречит руководство полигона. «Рассматривается возможное участие компании в переработке накопленных на полигоне отходов, - подтвердил гендиректор ГУП «Полигон Красный Бор» Алексей Трутнев. - Но это не значит, что мы будем строить новый Ekokem у нас на территории - такой вариант пока не рассматривается. Скорее, речь о том, что часть отходов могут отправить к ним на площадку в Финляндию. Кроме того, финское предприятие может оказать методическую и практическую помощь в решении проблем полигона».

По данным «Фонтанки», финские предприятия проявляют интерес к «Красному Бору», и компания Eurofacts, которая представляет интересы финского бизнеса, находится на связи с властями Петербурга. «К сожалению, мы пока не добились каких-либо практических результатов», - кратко ответил представитель Пекка Таккала, который буквально вчера был с визитом в нашем городе. Он добавил, что рассказать ему не о чем из-за отсутствия конкретики, но посоветовал обратиться с вопросами именно в Ekokem. Однако на запрос «Фонтанки» о планах на «Красноый Бор» в Ekokem так и не ответили.

Исполнительный директор экологического правозащитного центра «Беллона» Артем Алексеев сомневается, что в транспортировке отходов на завод Ekokem будет заинтересована финская сторона. «Если бы эти отходы можно было переработать во что-то полезное - другое дело, - говорит эксперт. - Но здесь не та ситуация. Да и вообще это очень небезопасная история - транспортировка высокотоксичных отходов неизвестного состава через границу».

По информации собеседника «Фонтанки», близкого к Минприроды, финны готовы принимать у себя отходы для сжигания, даже без возможности рециклинга. По мнению источника, дело может быть в грантовой системе Евросоюза. Речь идет о выделении огромных средств странам ЕС (в том числе на экологические проекты), которые необходимо осваивать.

Бремя ответственности

Вопрос о том, чтобы эвакуировать отходы с полигона, поднимается не в первый раз. Осенью 2015 года замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин обратился к губернатору города с предложением вывезти накопленное на специализированную площадку. Ответ градоначальника был выдержан в уважительном ключе, однако указанные цифры заставили заподозрить довольно откровенный троллинг. Переписка происходила в тот момент, когда проект сжигающего завода «Пеуру Рус» был еще актуален. Полтавченко отметил, что ориентировочная стоимость его строительства составляет 3 млрд рублей. После этого губернатор назвал предложение федерального чиновника целесообразным и даже выбрал пункт назначения для токсичного мусора - ОАО «Полигон» в Томской области. Затем пришло время цифр: «Ориентировочная стоимость работ по вывозу и размещению отходов на другом полигоне при стоимости вывоза и утилизации 1 тонны отходов 1-го класса в размере 450 тысяч рублей составит 840 млрд рублей без учета стоимости рекультивации освободившихся карт». Для наиболее проницательных Полтавченко даже подчеркнул, что такие средства в бюджете города не предусмотрены (годовой бюджет Петербурга вдвое меньше требуемой суммы).

По подсчетам петербургских властей, «целесообразное» предложение министерства должно было обойтись в 280 раз дороже мусоросжигающего завода и в 17 раз дороже нынешней рекультивации. Необходимо отметить, что подавляющее большинство отходов «Красного Бора» относятся не к первому классу, а ко второму и третьему, так что расчеты некорректны. Зато расстояние до Томской области в целом сопоставимо с путешествием к финскому заводу Ekokem.

Различия в подходах Смольного и федерального правительства к проблеме «Красного Бора» остаются. По информации Михаила Романова, городские чиновники не оценили технологии финской компании, посчитав их устаревшими, что не останавливает Донского.

Тот факт, что теперь региональные власти вынуждены трактовать слова федерального министра, - веяние последнего времени. Вопрос о смене статуса полигона возник в конце прошлого года. Городской комитет по природопользованию обратился к Сергею Донскому с просьбой включить «Красный Бор» в реестр объектов накопленного вреда, с тем чтобы получить возможность претендовать на федеральное финансирование. Депутаты ЗакСа это решение поддержали и предложили передать полигон в федеральное ведение.

Ленобласть, на территории которой по факту располагается «Красный Бор», с таким подходом не согласна. Губернатор региона Александр Дрозденко ранее высказал опасение, что транзитом через Москву бремя рекультивации полигона передадут ему.

«Есть федеральная программа ликвидации накопленного экологического ущерба, - рассказывает председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук. - Но в нее входят бесхозные объекты, заброшенные свалки и т. п. Здесь хозяин есть - это ГУП. Если даже «Красный Бор» передадут федералам, в министерстве могут настоять на проведении ревизии. Для руководства это вообще кошмар. Посмотреть, сколько было потрачено средств и сравнить это с объемом выполненных работ, - работа для одного районного следователя».

Официальный ответ Минприроды гласит: «Правовых оснований для передачи полигона в федеральное ведение не усматривается». При этом ведомство готово оказывать содействие Смольному, «в частности, по привлечению международного опыта обезвреживания накопленных опасных отходов, а также потенциала международных финансовых институтов». Основной такой институт - NEFCO, Северная экологическая финансовая корпорация, созданная Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией и Швецией. Вице-президент организации Кари Хоманен в комментарии «Фонтанке» подчеркнул, что судьбой «Красного Бора» обеспокоены все страны, имеющие выход к Балтике. «На данный момент финансирование изыскивается для технической поддержки, - говорит Хоманен. - Как только объём проекта будет определён, владелец полигона, а именно город Санкт-Петербург, как я полагаю, разработает инвестиционный план, который будет поддержан на федеральном уровне. Участие NEFCO и потенциальное финансирование будет зависеть от объёмов проекта». ХЕЛКОМ еще в октябре назначил NEFCO координатором по очистке «Красного Бора», а в список «горячих точек» ХЕЛКОМА полигон попал еще в 90-х.

«Региональные высшие должностные лица города признали, что проблема серьезная и что они как управленцы не могут с ней справиться самостоятельно, - говорит Юрий Кваша, глава совета депутатов посёлка Тельмана, прилегающего к полигону. - Это крик о помощи людей, которые теперь не хотят сами отвечать за то, до чего довели ситуацию. И хотя объект остается в региональном подчинении, ответственность уже разделена, перед президентом в Год экологии за все дальнейшие действия будут отвечать федералы. Глава Минприроды возглавил рабочую группу по полигону «Красный Бор». И если даже заявят строительство сжигающего завода, депутаты и Смольный скажут — мы ни при чем, мы не настаивали». По словам муниципального депутата, сам по себе объект как имущественный комплекс не сформирован, даже корпуса экспериментального предприятия все еще не оформлены в Росреестре как объекты недостроя. Так что включить в федеральную адресную инвестиционную программу его нельзя, а других способов привлечь финансирование из Москвы в данном случае нет.

По данным «Фонтанки», в конечном итоге решение о технологии утилизации в Минприроды планируют отдать на откуп губернатору Петербурга.

Полигон «Красный Бор» был организован почти 50 лет назад. С 90-х годов предпринимаются попытки провести утилизацию отходов, общий объем которых превышает 2 млн тонн. В рамках этого процесса рассматривали два проекта мусоросжигающего завода, инвестировали порядка 3 млрд рублей, однако предприятие так и не было построено. В середине февраля 2017 года по иску Росприроднадзора у полигона была отозвана лицензия. На разработку плана рекультивации и содержание отходов это, по мнению ведомства, не влияет. Между тем сейчас идет разработка проекта очистных сооружений для «Красного Бора», а профильный комитет получил согласие депутатов на выделение дополнительных 186 млн рублей для полигона.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close