Конституционный суд провозгласил: автомобилист, попавший в ДТП, должен получать компенсацию по ОСАГО без учета износа деталей. Решение было принято 10 марта. По счастливой случайности на ту же тему, правда о каско, высказался Верховный суд. Эксперты уверены: идет массированная информационная бомбардировка перед реформой обязательного страхования.
Предыстория вопроса
Споры об учете износа машины при ремонте по ОСАГО ведутся давно. И тому есть причины.
Например, если в ДТП разбили старый автомобиль, а детали на него поставили новые, владелец получил фактически улучшенный вариант транспортного средства. То есть необоснованно обогатился.
При выплатах по ОСАГО страховая оплачивает ремонт по следующей схеме: работа мастеров СТО + запасные части. Сейчас в России действует Единая методика расчета, по которой износ не может составлять более 50 процентов. До её внедрения деталь могли состарить и на 100 %.
Еще одним плюсом унификации подсчетов стало то, что запчасти, влияющие на безопасность, обязательно должны быть новыми.
Юридическая практика
Юридическая практика по вопросу учета износа деталей машины во время ремонта после ДТП до сих пор напоминала качели. Здесь существовала разница между решениями в рамках гражданского (между двумя автовладельцами) и арбитражного (когда спорили две компании) судопроизводства.
Результат зависел даже от региона, в котором шло разбирательство. И все же, как правило, автомобилисты проигрывали по искам, поданным к виновникам ДТП. А вот компании, ищущие правды у служителей Фемиды, получали компенсации.
Как повлиял на ситуацию Верховный суд России?
В 2014 году произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов России. И стало совсем смешно. Когда люди доходили до высшей инстанции, решение зависело от того, где раньше работал тот или иной судья.
То есть арбитражный вставал на сторону потерпевшего, а его коллега – виновника, и отказывал в выплатах.
Летом 2016 года Верховный суд России снова рассмотрел вопрос об износе. Если коротко, вердикт был следующим: и в ситуации с взысканием по страховой, и если ущерб взыскивается с виновника ДТП, – износ должен учитываться. Обязательно по единой методике.
Что хотели истцы от КС?
Заявители – четверо жителей Краснодарского края, попавшие в аварии в период с 2014-го по 2016 год. Виновниками были признаны другие автомобилисты, но людям пришлось доплачивать за ремонт самостоятельно. Несмотря на то, что страховые компании выплатили компенсацию полностью и в соответствии с Единой методикой расчета. Денег страховщиков оказалось попросту недостаточно. Тогда потерпевшие пытались частично взыскать оставшиеся суммы с виновников ДТП. Но суд отказал, учтя позицию Верховного.
Заявители были уверены: такая схема несправедлива, а статьи 1064 (общие основания ответственности за причинение вреда), 1072 (возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих) Гражданского кодекса не соответствуют Конституции.
Что решил КС?
Конституционный суд России согласился с заявителями.
«После возмещения вреда потерпевший должен находиться в том же положении, в котором он бы находился, если бы его право не было нарушено», – отмечено в постановлении.
Это значит, что, согласно решению КС, разница между стоимостью старых и новых деталей может лечь на плечи виновника ДТП. Правда, есть оговорка: необходимо сохранять интересы как пострадавшего, так и того, кто нанес ущерб. То есть расходы должны быть обоснованны и отвечать требованиям производителя автомобиля. Таким образом, судам необходимо учитывать и мнение виновника дорожной аварии.
«Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП. Суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества», – говорится в решении Конституционного суда.
КС решил, что указанные заявителями статьи ГК конституционны, но применялись зачастую неправильно. Теперь все суды России имеют право опираться на это решение. А автомобилисты, кстати, могут рассчитывать на пересмотр своих дел в судах общей юрисдикции и повышение компенсационных выплат.
Реформа ОСАГО
Сейчас в Государственной думе России рассматриваются очередные поправки в закон об ОСАГО. Касаются они преимущества натурального возмещения перед денежными компенсациями.
В случае принятия (а документ уверенно готовится ко второму чтению) водитель сможет получить компенсацию по ОСАГО деньгами только в ряде строго определенных случаев. В остальных он получит бумагу от страховой – направление на ремонт. Причем выбрать «свою» станцию технического обслуживания будет крайне сложно. Придется пользоваться услугами доверенного СТО страховщика.
О предлагаемой новой схеме работы страховых и клиентов мы писали в материале «Что означает реформа ОСАГО».
Чего опасаются эксперты?
«До принятия закона и проведения реформы ОСАГО эти решения ничего не изменят», – заявил «Водителю Петербурга» вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов.
Он уверен, что юристы, защищающие в судах интересы потерпевших в ДТП, будут использовать решение КС. Их оппоненты – мнение Верховного суда по этому вопросу. Однако эксперт напоминает о реформе ОСАГО. И говорит о том, что оглашенное 10 марта решение – лишь подготовка к тому, чтобы в законопроект был добавлен пункт по выплатам без учета износа деталей.
И, кстати, оказывается прав. Норму об использовании при ремонте только новых запасных частей практически одновременно с КС в законопроект предложил внести комитет Госдумы по финансовому рынку.
То есть после вступления документа в силу де-юре страховые будут обязаны при ремонте оплачивать установку новых деталей. А де-факто, по мнению Александра Холодова, столь нелюбимые РСА автоюристы начнут судиться из-за нарушений, связанных с использованием изношенных запчастей.
Почему заговор?
На наш взгляд, это просто теория. Однако реформа ОСАГО выглядит любопытно. Эксперты обращают внимание на ход событий. Сначала в РСА начинают активно говорить об убыточности бизнеса и автоюристах, которые выбивают деньги со страховых компаний через суды. В декабре 2016 года в парламент вносится законопроект о реформе. 1 марта уже 2017-го Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда России, выступает с резким заявлением в адрес страховщиков: выплаты, правда по каско, нельзя снижать из-за износа автомобиля.
А после этого буквально в один день Конституционный суд выносит вердикт о том, что износ деталей можно не учитывать, РСА дает пресс-конференцию журналистам, а комитет Госдумы вносит соответствующие поправки в законопроект ко второму чтению.
Любопытно и еще одно: некоторые российские СМИ 10 марта поторопились и назвали законопроект о реформе ОСАГО принятым во втором чтении и назначенным на рассмотрение к третьему на 17 марта. На сайте Госдумы пока что фигурирует несколько иная информация: во втором чтении документ рассмотрят на пленарном заседании 15 марта.
P.S. Александр Холодов делает еще одно предсказание: после реформы ОСАГО полисы станут дороже. Ведь страховщикам придется оплачивать ремонт без учета износа деталей.