Дорога Выборг - Брусничное, на которую попадают стремящиеся в Финляндию туристы с "трассы смерти" "Скандинавии", имеет дурную репутацию: на ней не раз происходили крупные аварии с жертвами. Совсем рядом с тем местом, где сегодня, 16 марта, вылетел в кювет туристический автобус с 33 пассажирами на борту, в феврале 2014 года погибли 10 человек - на том же 16-м километре микроавтобус вылетел на встречку и врезался в лесовоз.
Аварии объединяет не только место и смертельный исход, но и условия - в момент ДТП на дороге было скользко.
По предварительным данным Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора, автобус "Ютонг" на гололёде занесло, в результате чего его развернуло на 180 градусов и опрокинуло в кювет.
В ДТП, которое произошло около 9 часов утра 16 марта на 16-м километре дороги Выборг - Брусничное, погибли три женщины, около 20 человек получили травмы и ушибы, детей среди них нет. Двоих тяжелораненых госпитализировали на вертолёте в Петербург. Автобус вёз в Лаппеенранту сотрудников петербургского Водоканала и их родственников, поездку организовал профсоюз.
По данным "Фонтанки", сам автобус производства 2014 года, и до сих пор у проверяющих не было претензий к его техническому состоянию. Водитель — 56-летний житель Петербурга, среди нарушений нет ни превышения скорости, ни нахождения за рулем в пьяном состоянии. Автобус оформлен на 22-летнего жителя Петербурга. "Ютонг" официально находится в аренде у компании-перевозчика ООО «Восход АВС Авто». Компания на рынке с 2013 года, и до этого ни в каких авариях замечена не была.
Злополучный 16-й километр находится на участке технической дороги вдоль Сайменского канала, 19,6 километра которого Финляндия арендует у России по международному договору за 1,22 миллиона евро. Согласно договороу, обновлённому в 2011-м, финская сторона берёт на себя ответственность за содержание дороги.
В соответствии с финскими стандартами и договором с подрядчиком, с учётом объёма трафика и особенных природных условий путь вдоль Сайменского канала в зимнее время посыпают песком. Особенности местности запрещают использование соли - дорога находится рядом с водой, на ней есть конструкции и мосты, а соль может способствовать коррозии. Стандарт по уходу за дорогой включает условие: работы по обеспечению безопасности поверхности дороги должны быть проведены в течение четырёх часов после изменения погодных условий.
Как рассказал в комментарии "Фонтанке.fi" руководитель отдела транспорта Регионального центра экономического развития, транспорта и окружающей среды Южной Финляндии ELY-keskus Юрки Кархула, подрядчик проверил состояние дороги в 8:45 мск (7:45 по финскому времени), зафиксировал обледенение дорожной поверхности и принял решение о необходимости обработки дороги. Спецтехника с песком выехала в 9:10 мск - к этому моменту авария уже произошла. К слову, в 2014 году машина также не успела прийти вовремя.
"Наши специалисты уже осмотрели место происшествия. Мы начали своё расследование, ведётся проверка действий подрядчика", - заявил Юрки Кархула. Точных данных о том, когда будет готово официальное заявление по результатам проверки, в ELY-keskus пока сказать затрудняются, однако отмечают, что, как правило, такого рода проверка занимает примерно две недели.
В финском Транспортном агентстве уже на протяжении нескольких лет не устают повторять, что для обеспечения безопасного и быстрого туристического трафика необходима новая трасса (вне арендуемой Финляндией территории). В 2014 году финская сторона подлатала арендуемый участок, выделив на это 2 млн евро. Финны поработали над утолщением дорожного покрытия, а также усилили "слабые" места.
"Это сложный участок дороги, на которой установлено ограничение скорости в 60 км, это не хайвей, - комментирует Кархула. - Мы давно говорим, что для приграничного движения нужна новая дорога". И идея нового пути к МАПП "Брусничное" от Выборга существует уже не первый десяток лет.
Технико-экономическое обоснование для новой дороги Выборг - Брусничное было подготовлено ещё в 1990-х годах. Тогда же был сделан предварительный выбор участка для новой трассы, но на этом всё остановилось. Международный фонд «Северного измерения», который занимается разработкой направлений совместной (ЕС, Россия, Финляндия) проектной работы в Cеверо-Западном регионе РФ, выделил на первоначальный этап подготовки проекта новой дороги 200 тысяч евро. Сейчас возможный маршрут есть в Схеме территориального планирования Ленобласти. Подробнее об этом - в материале "Выборг - Брусничное: дорожная альтернатива".