Либеральный Хельсинки против консервативной Финляндии
Финляндия стала уже двенадцатой страной, на законодательном уровне разрешившей гендерно нейтральные браки, и теперь ЕЛЦФ имеет шансы стать восьмой лютеранской церковью в мире, благословляющей однополые союзы.
В таком непростом для христианства вопросе, как гомосексуальность и гендерно нейтральный брак, представители Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии (далее - ЕЛЦФ) не проявили единогласия. В Суоми работает около двух тысяч лютеранских пасторов: половина выступает против гей-браков, а половина поддерживает нововведение, рассказал «Фонтанке.fi» священник Антти Круус (Antti Kruus), придерживающийся традиционных взглядов. По его словам, большинство «либералов» - это духовенство Хельсинки и Вантаа, тогда как пасторы из остальной Финляндии отличаются консерватизмом. В частности, за признание однополых браков выступают глава ЕЛЦФ Кари Мякинен (Kari Mäkinen) и женщина-епископ Ирья Асколa (Irja Askola), возглавляющая епархию Хельсинки (кстати, ее взгляды разделяют почти все пасторы-женщины).
Среди тех, кто гей-браки поддерживает, около ста человек согласны венчать однополые пары, несмотря на позицию официальной церкви. Остальные «оппозиционеры» против установленных правил идти не хотят, но планируют добиваться их пересмотра. Для легального венчания нетрадиционных пар нужно согласие церковного собрания ЕЛЦФ: оно высказывается решительно против, но официального «запрещающего» документа пока не существует.
«Рак на теле церкви»
Кай Садинмаа (Kai Sadinmaa) - финский священник, который в настоящее время не имеет прихода, но занимается написанием книги-антиутопии под названием Apocalypso и c недавнего времени венчает и благословляет однополые пары. Он стал первым и пока единственным священнослужителем ЕЛЦФ, который занимается этим, рискуя потерять сан. За последние две недели он провел пять церемоний - два венчания и три благословения (разновидность молитвы, которую произносит служитель церкви в знак одобрения планируемого или существующего союза. - Прим. ред.). Они проходили не в храмах, а в здании театра, но с соблюдением всех религиозных правил. «Я поженил двух женщин и двух мужчин, а также благословил еще две гей-пары и одну лесби-пару. Самым молодым было около тридцати лет, а самым пожилым - почти шестьдесят, и они вместе уже почти 30 лет. Одна из гей-пар, уже женатая, приехала на благословение из Мексики».
Кай также рассказал, что после церемоний на него посыпались угрозы и оскорбления в «Фейсбуке» и по электронной почте. «Мне пришло письмо, где говорилось, что я - рак на теле церкви, который должен быть уничтожен. Меня угрожали убить и называли грязным животным и другими грубыми словами», - говорит священник. «Но я считаю, что я должен благословлять союз любых взрослых людей, которые любят друг друга и хотят укрепить свои отношения, - это мой долг как священника. Такие люди не причиняют никому вреда, и я совсем не считаю, что такие браки - против Бога, ведь Иисус ничего не говорил об этом».
Священнослужитель пояснил, что он может благословить людей любой конфессии, но они должны уже быть женаты, а обвенчаться пара сможет при условии, что хотя бы один из будущих супругов - лютеранин. Таким образом, однополые пары из России, заключившие брак в другой стране, где это разрешено законом (например, в Дании), могут получить благословение, а те, кто исповедует лютеранство, - обвенчаться.
Сейчас гей-браки регистрируются государством и благословляются местной лютеранской церковью во многих странах Запада: Швеции, Дании, Нидерландах, Германии, Италии, а также в Соединенных Штатах и Канаде. Таким образом, женатым финским гомосексуалистам грех жаловаться - за благословением всегда можно съездить в соседнюю Швецию: у них эта проблема давно решена в пользу ЛГБТ, и даже сан епископа Стокгольма занимает открытая лесбиянка Ева Брунне, состоящая в однополом браке.
«Венчание геев — это что-то новенькое»
В Эспоо, городе-спутнике либеральной столицы, священнослужители придерживаются более консервативных взглядов. Так, священник Антти Круус, пастор церкви Олари в Эспоо, не поддерживает венчание и благословение однополых пар и разделяет точку зрения официальной ЕЛЦФ - он уверен, что ослушавшимся священникам нужно сначала выносить предупреждение, а затем лишать их сана. «Я придерживаюсь консервативных взглядов, а венчание однополых пар - это новое явление. Этот вопрос расколол духовенство на две части, а сотни человек после первого марта покинули церковь», - рассказал пастор в комментарии «Фонтанке.fi». «Конечно, я считаю, что отречение - это неправильный шаг и не решение проблемы. Тем более что официально церковь не венчает такие пары - это делают по своей инициативе некоторые священники».
По словам Антти, сейчас в церкви ведется дискуссия на тему однополых союзов, так как некоторые представители Лютеранской церкви считают, что могут изменить доктрину. «Также ведутся споры о том, относятся ли гомосексуальные браки к сфере веры или к сфере любви. Некоторые, например архиепископ, считают, что мы должны повторить опыт Шведской церкви, которая уже венчает такие пары», - говорит пастор. Пока церковное собрание не объявило ни об официальном запрете, ни о разрешении - вопрос остается нерегламентированным в документах.
В отличие от лютеранской, православная церковь Финляндии во взглядах на брак едина. Отец Вейко Пурмонен, который более 20 лет служил настоятелем Успенского собора в Хельсинки, прокомментировал позицию Финляндской православной церкви следующим образом: «Основу христианской антропологии мы можем найти в христианском учении: «Бог создал человека как мужчину и женщину, и христианский брак может быть только между ними. В Финляндии церковь может совершить венчание и при этом утвердить брак юридически, легализовать его. Но православная церковь всегда венчала только мужчину и женщину, и будет делать так и после принятия нового закона. Я думаю, что в Финляндской православной церкви вообще нет священников, которые бы поддерживали однополые браки».
Что касается гражданского брака, который заключается в магистрате, то, по данным финских СМИ, в первую неделю действия закона было зарегистрировано около 30 гендерно нейтральных союзов. Ранее финские чиновники заявляли, что не будут разглашать количество однополых браков из-за принципа равноправия, однако, по их подсчетам, количество таких союзов не будет превышать пяти в день.