Зона массовой застройки Усть-Славянка так и не дождалась обещанных Смольным реконструкции Петрозаводского шоссе и расширения Советского проспекта. Надежды другого ЖК - лишь на пробивку Дальневосточного проспекта. Теперь власти хотят заставить застройщиков оплатить работы.
Когда-то – огромный заброшенный пустырь, а сейчас зона интенсивной застройки Усть-Славянка до 2025 года должна вместить 37 тысяч новоселов, для которых там построят почти миллион кв. м жилья. О транспортной инфраструктуре здесь годами если и думали, то только на бумаге.
Доступность новостроек Невского района обследовала делегация, которую возглавил ныне депутат Госдумы, а в прошлом руководитель администрации губернатора Петербурга Игорь Дивинский. Приезд в Петербург он объяснил "потоком жалоб от петербуржцев". Компанию ему составили глава района Константин Серов и директор НИПЦ Генплана Юрий Бакей.
Сегодня пятачок Советского проспекта, Славянской и Заводской улиц "облепили" строящиеся жилые комплексы. Это ЖК "Живи! В Рыбацком", в котором застройщик – "СПБ Реновация" – сдаст 765 тысяч кв. м. Setl City строит в Усть-Славянке ЖК "Невские паруса", а это 25-этажные башни общей площадью 145,5 тысячи кв. м. "Росстройинвест" предлагает квартиры в строящемся высотном комплексе "Екатерина Великая" и "Петр Великий". Два небоскреба (32 и 24 этажа) у Невы – это еще 150 тысяч кв. м жилья.
Только в этом году застройщики Усть-Славянки планируют заселить более 3000 квартир. "СПб Реновация" "открывает" первые корпуса на 2330 семей. Setl City сдаст первую очередь своих высоток, в 2018 году дольщики начнут заселяться и в 1700 квартир "императорских" домов. Нагрузка на Советский проспект будет увеличиваться и дальше.
Как сообщала "Фонтанка", Усть-Славянка, которую облюбовали девелоперы, уже стала для Невского района местом хронического транспортного коллапса. Выбраться оттуда можно только одним путем: по Петрозаводскому шоссе и его продолжению – Советскому проспекту. При этом Советский пересекают железнодорожные пути, а Петрозаводское шоссе – способ выехать еще и из Металлостроя, Понтонного, Саперного и других поселков.
О необходимости реконструкции обеих магистралей в Смольном заговорили еще в 2013 году. ГУП «Ленигипроинжпроект» тогда за 145 млн рублей даже взялось за проработку проекта. Документ в итоге не пригодился – пока над ним работали, изменился закон (с 1 января 2016 года проектно-сметная документация должна готовиться только при наличии проекта планировки территории). По предварительным подсчетам тех годов, реконструкция обойдется в 3,5 миллиарда рублей, и это без учета выкупа земель.
Сегодня представители районной администрации рассказывали Игорю Дивинскому, что планы в силе: КРТИ занимается проектом реконструкции Петрозаводского шоссе. А вот проект по расширению до четырех полос Советского проспекта – задача девелопера ООО "СПб Реновация". Но застройщик уверяет: это не так.
Смольный действительно взял на себя Петрозаводское шоссе. Как уточнили "Фонтанке" в подведомственной КРТИ "Дирекции транспортного строительства", данная магистраль подлежит реконструкции за границами Усть-Славянки по направлению к Колпино (до Лагерного шоссе, где планируется двухуровневая развязка). Разрабатывается документация по проекту планировки территории, документы будут готовы в третьем квартале 2017 года. "А строительно-монтажные работы по реконструкции Петрозаводского шоссе планируются в период с 2020 по 2022 год", – заверили в КРТИ.
А вот основной застройщик Усть-Славянки – "СПб Реновация" – с удивлением сегодня узнал от "Фонтанки", что от девелопера ждут активных действий. Ведь в договоре девелопера с городом нет пункта об обязательствах заниматься реконструкцией Советского проспекта. В феврале 2015 года представители "СПб Реновации" на совещании с экс-вице-губернатором Маратом Оганесяном устно подтвердили свою готовность взяться за проект по расширению Советского шоссе. Информация об этом осталась только в протоколе, подписанном Оганесяном (документ есть в распоряжении редакции).
"Необходимость реконструкции Советского проспекта очевидна и нам, и нашим дольщикам. При проектировании квартала "Живи! В Рыбацком" мы предусмотрели расширение проспекта, необходимые отступы до дороги от домов. Однако сами работы по реконструкции должен вести КРТИ", – заявили "Фонтанке" в пресс-службе компании. Застройщик ссылается на то, что Советский проспект относится к дорогам регионального значения.
"Наша компания занимается созданием улично-дорожной сети только внутри кварталов. Тем не менее для ускорения работ по реконструкции Советского проспекта мы разработали и предоставили в КРТИ планировочные решения, которые комитет согласовал без изменений. Однако отметим, что это добровольная инициатива "СПб Реновации", и законных оснований для возложения на нас задачи по разработки проекта планировки территории, ровно как и реконструкции проспекта, нет", – резюмировал застройщик.
И вот итог. Оганесян по делу о мошенничестве на стройке стадиона на Крестовском сидит в Крестах. Основной застройщик Усть-Славянки отказался от дорожного проекта. Да и Смольный пока не готов порадовать жителей. В КРТИ "Фонтанке" подтвердили, что "СПб Реновация" передала свои планировочные решения и теперь осталось решить вопрос, кто же в итоге возьмется за подготовку проекта.
Эта же проблема на транспортном совете обсуждалась буквально вчера, 28 марта. Губернатору Петербурга напомнили про проблемы Усть-Славянки. Прозвучал вопрос о возможности поискать денег в бюджете, чтобы в будущем все же реанимировать проект по расширению Советского проспекта.
Жителям Усть-Славянки и соседствующим ЖК (например, "Ижора парк", "Дом у озера") остается только надеяться, что когда-нибудь обе магистрали все же дождутся реконструкции. Но на карте Невского района остается еще немало "горячих точек". Одна из них – мост через реку Славянку, который горожане называют то Рыбацким, то Славянским.
"Сейчас мост исключительно пешеходный, еще 7 лет назад он был закрыт, и находится в аварийном состоянии", – уточнил глава Невского района. Но чтобы увеличить пропускную способность Шлиссельбургского проспекта, чиновники предлагают перестроить мост в автомобильный. Без этого, констатирует глава НИПЦ Генплана Юрий Бакей, бесполезна и планируемая в будущем модернизация Славянской улицы, которая идет вдоль Невы и может стать дублером Советского проспекта – поток машин все равно упрется в неработающий мост через реку Славянку.
"В планах на капитальный ремонт мост Смольным пока не учтен, вопрос может быть рассмотрен при проектировке адресных программ на будущий период", – оценили в районной администрации перспективы. И напомнили, что пока до стадии проектирования дошла только одна важная дорожная стройка – реконструкция Рыбацкого проспекта (от аварийного моста через Славянку до ЖК "Князь Александр Невский" на пр. Обуховской Обороны). Документация будет представлена в декабре 2017 года, тогда и будут названы сроки проведения строительных работ.
Делегация, которую в район вывез Игорь Дивинский, добралась и до улицы Русановской. Микрорайон "Ласточкино гнездо" (застройщик "ЛенСпецСМУ") из 12 высоток, в котором уже проживают более 9 тысяч человек, в буквальном смысле отрезан от единственного выезда к улице Русановской.
Пока с Русановской ЖК связывает безымянный и "брошенный" через реку Утку мост, на который без слез смотреть невозможно – машины в обе стороны едут по узкому разбитому асфальту. Пешеходам же приходится пробираться по бетонной обочине моста, где для них даже не пытались выделить зону. Под боком у "Ласточкиного гнезда" в 2017 году будет сдан ЖК "Приневский", после чего население заблокированного микрорайона увеличится вдвое.
Спасательным кругом для этой зоны Невского района может стать пробивка Дальневосточного проспекта. "Но вопрос пока упирается в политическую волю", – пошутил представитель администрации Невского района. Возможно, заплатить за этот проект продолжения Дальневосточного проспекта придется застройщикам. По данным "Фонтанки", вариант обсуждается в Смольном, и чиновники называют "такой сценарий справедливым".
По итогам сегодняшней поездки Игорь Дивинский пообещал инициировать проведение большого совещания по проблемам транспортной инфраструктуры Невского района.
"Я работал в правительстве и знаю, что Смольный не выполнил часть своих давних обещаний. Спросим со всех",- пообещал экс-чиновник Смольного, не один год проработавший в команде губернатора Полтавченко. Предварительно, к проблемным вопросам участники сегодняшней прогулки вернутся в середине апреля.
Екатерина Кураева, "Фонтанка.ру"