Концессионер главной магистрали Петербурга в 2017 году планировал заработать 5 миллиардов, но не вписался в прогнозные цифры. Недостающее возьмут из городского бюджета.
Смольный увеличит расходы на Западный скоростной диаметр. После весенних корректировок бюджета платной дороге дополнительно выделят 600 млн рублей. В бюджетной ведомости на 2017 год концессионеру ЗСД – "Магистраль Северной столицы" – отводили 4,6 млрд рублей, после корректировок – 5,2 млрд. И эта цифра не окончательная.
Ежегодные выплаты ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС) для Смольного – обязанность, зафиксированная концессионным соглашением до 2042 года. До этого срока правительство города гарантирует эксплуатанту минимальный доход от работы ЗСД, а это в год 9,6 млрд. Бюджетная субсидия, соответственно, – это разница между фактической и гарантированной годовой выручкой МСС. Можно предположить, что доход МСС в 2017 году прогнозировался на уровне 5 миллиардов, но прогнозные цифры концессионера снизились до 4,4 миллиарда рублей.
В петербургском комитете по инвестициям передвижку средств "Фонтанке" объяснили так: "По итогам 2016 года планируемая сумма – 4,6 млрд – пересчитана, и выявлена необходимость в ее увеличении на 600 миллионов рублей". В ведомстве добавляют, что все деньги МСС потратит на компенсацию затрат, связанных с эксплуатацией ЗСД в 2017 году и обслуживанием кредитов".
В МСС уточняют затраты: "Компания привлекла более 72 млрд рублей собственных и заемных средств в строительство Центрального участка ЗСД. Предложенный МСС уровень максимально компенсируемых затрат определен, в том числе, затратами на обслуживание привлеченного финансирования". Какую именно сумму МСС тратит на возврат кредитов, а сколько вкладывает в содержание и обслуживание магистрали, – в компании не уточняют.
Участник консорциума – "ВТБ Капитал" – отказался комментировать снижение доходов МСС в текущем году. Собеседник "Фонтанки" в Смольном предположил, что магистраль просто просела с трафиком.
С 4 февраля, напомним, на ЗСД изменились тарифы, и стоимость проезда по всему диаметру увеличилась со 180 до 300 рублей (дорога поделена на 5 ценовых зон). Водители отреагировали быстро: трафик уже к середине февраля сократился почти на 10 процентов. До 4 февраля поток составлял около 230 тысяч машин в сутки, возрастая при пиковых нагрузках до 240 тысяч. Но руководство МСС рефлексировать тогда не стало. Представители компании заявили "Фонтанке", что интенсивность движения, как показывает практика, восстанавливается за 2 – 3 месяца.
В комитете по инвестициям Смольного на сегодняшний день тоже не спешат объяснять пошатнувшуюся финансовую модель МСС сокращением потока. "Он еще не устоялся, платность на всех участках ЗСД была введена только с февраля", – заявили в комитете. Источник "Фонтанки" в правительстве добавляет, что трафик уже начал восстанавливаться и отыграл в обратную сторону примерно 5 процентов.
И Смольный, и МСС не исключают, что до конца года ситуация изменится и сумма бюджетной компенсации может быть опять пересмотрена. "Объем окончательных доходов МСС будет известен по итогам года", – заявляют в Смольном. "Выплаты планируются в бюджете, исходя из финансовой модели соглашения, а осуществляются в соответствии с фактическими финансовыми итогами эксплуатации", – добавляют в компании.
Отметим, что 5,2 миллиарда рублей – не единственная статья расходов Смольного на ЗСД. Еще 2,2 миллиарда из бюджета в этом году получит заказчик строительства скоростной магистрали – АО "ЗСД".
Акционерное общество, созданное правительством города под проект строительства магистрали, на 100 % принадлежит Петербургу в лице комитета имущественных отношений. Как уточнили в КИО, деньги предусмотрены на финансирование текущих затрат, включая – по обслуживанию многочисленных облигационных займов АО "ЗСД" (ценные бумаги с 2011 года размещались для привлечения средств в строительство ЗСД).
Бюджетные траты на ЗСД не раз становились поводом для волнения депутатов городского Заксобрания. Депутат Алексей Ковалев ("Справедливая Россия") напомнил "Фонтанке", что он обращался в Генпрокуратуру РФ с требованием отменить концессионное соглашение между городом и МСС. Он считает, что речь идет о необоснованных финансовых обязательствах города перед частной структурой. Проект весенней корректировки бюджета региональное правительство обсудит в апреле, затем обновленные цифры изучат и депутаты.