Во время визита Владимира Путина в Петербурге неизвестными подорван поезд метро. При взрыве в перегоне “Сенная площадь” - “Технологический институт”, по предварительной информации, погибли более десяти человек, пострадали больше пятидесяти.
Самодельное устройство сработало на синей ветке метро днем 3 апреля на подходе поезда к станции «Технологический институт» со стороны «Сенной площади». Взрыв произошел в середине вагона. Об этом можно судить по выбитым стеклам и выгнутым изнутри дверям. Тела погибших находятся в вагоне. Владимир Путин подтвердил, что рассматривается версия теракта.
Информация о задымлении в петербургском метро появилась в понедельник в 14.50. Десятки скорых и пожарных прибыли к станциям «Сенная площадь» и «Технологический институт». Через десять минут очевидцы опубликовали первые фотографии с «Техноложки». Они не оставляли сомнений в том, что причиной задымления стал взрыв.
Движение поездов на синей ветки остановилось. Некоторые электрички встали в перегонах. Чуть позже их стали пускать из Купчино в сторону «Сенной площади» без остановки на «Техноложке». На платформе оставался поезд с раскуроченным в середине состава вагоном. На улице у вестибюля была слышна команда пожарных: «Все, кто участвует в тушении, – вниз с носилками».
В 15.30 к «Техноложке» прилетел вертолет для эвакуации раненых. Бригады скорой доставляли пострадавших в Мариинскую больницу, НИИ Джанелидзе, 26-ю горбольницу с минно-взрывными травмами, ранениями разных частей тел и конечностей и ожогами.
В 15.45 Смольный официально сообщил: в инциденте пострадали около пятидесяти человек. По неофициальной информации, количество погибших превысило десять. Эти данные в том числе обсуждались в составе группы высокопоставленных лиц на платформе «Техноложки». Туда спустились губернатор Полтавченко, вице-губернатор Албин, прокурор Литвиненко. Одновременно президент Путин, который сегодня находится в Петербурге на медиафоруме ОНФ и встречается с Александром Лукашенко, заявил: «Рассматриваются все версии взрыва в петербургском метро, включая теракт».
Тела погибших по-прежнему остаются в вагоне поезда. Следственные мероприятия проводят сотрудники ФСБ.
Перед взрывом в течение дня поступали сообщения о бесхозных предметах на «Черной речке», «Маяковской» и «Площади Восстания». На последней взрывотехники предположительно также нашли СВУ.
Движение транспорта на Московском и Загородном проспектах перекрыли.
Директор Санкт-Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин не стал подтверждать «Фонтанке» версию теракта, уточнив: «Проводим восстановительные работы».
Вместе с тем немногим позже подземка заявила, что все метро будет закрыто на неопределенное время. Альтернативой синей ветки станет наземный автобусный маршрут, на него переброшена сотня автобусов «Пассажиравтотранса». Смольный дал указания всему пассажирскому транспорту перевозить людей бесплатно.
Транспортная полиция усиливает меры безопасности на всех объектах подведомственной инфраструктуры. Это все вокзалы и аэропорт «Пулково». Пропускной режим ужесточен.
В небе над Петербургом курсируют вертолеты. Они не только доставляют раненых в больницу, но и контролируют дорожную обстановку.
325 арочных металлодетекторов установили в петербургском метро осенью – зимой прошлого года на 67 станциях. За этот заказ московское ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (ЗАО «СНТ») получило от местного Комитета по транспорту 59,5 миллиона рублей. Каждая арка стоила 183 250 руб.
Справка: теракты, связанные с Петербургом
2 февраля 2010 года в 4:20 по московскому времени в Петербурге взорвалась бомба на перегоне между железнодорожными станциями Броневая и Ленинский проспект. В это время по путям проходила дрезина. В результате взрыва образовалась воронка размером метр на метр. Пострадал машинист дрезины. Мощность взрывного устройства оценивается примерно как 200 граммов в тротиловом эквиваленте.
27 ноября 2009 года произошло крушение скоростного фирменного поезда «Невский экспресс» № 166, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, приведшее к гибели 28 и ранениям не менее 132 человек. Среди погибших — государственные чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины. ЧП случилось в 21.30 на 285-м км (перегон Угловка — Алёшинка, на границе Тверской и Новгородской областей) линии Санкт-Петербург — Москва, недалеко от деревни Лыкошино. Согласно официальной версии, крушение явилось результатом теракта. Лидер «Кавказского эмирата» (запрещенная в РФ организация) Доку Умаров взял на себя ответственность за подрыв поезда.
26 ноября 2009 года произошел взрыв на автобусной остановке на пересечении Заневского проспекта и проспекта Шаумяна,1 человек ранен. ЧП было классифицировано как теракт.
13 августа 2007 года в результате подрыва железнодорожного полотна произошла авария поезда «Невский экспресс» сообщением Москва — Санкт-Петербург. Мощность взрывного устройства составила до 2 кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб.
В феврале 2007 года в Петербурге произошло два взрыва: 4 февраля во время акции антифашистов у станции метро «Владимирская» пострадала продавец цветочного киоска, а 18 февраля – в «Макдоналдсе» на Невском проспекте, пострадали несколько человек. Виновными в совершении этих двух преступлений были признаны трое граждан РФ, один из которых — несовершеннолетний.
Справка: теракты в российском метро
29 марта 2010 года в 7:56 по московскому времени произошёл взрыв на станции метро «Лубянка», в вагоне поезда. Ещё один взрыв произошёл в 8:37 на станции «Парк Культуры». В результате терактов погиб 41 человек, 85 ранено. Сотрудники правоохранительных органов установили личность одной из смертниц: бомбу в метро «Парк Культуры» взорвала 17-летняя уроженка Хасавюртовского района Дагестана Джанет Абдурахманова — вдова главаря дагестанских боевиков Умалата Магомедова, по прозвищу Аль-Бара. Ответственность за этот теракт взял на себя лидер «Кавказского эмирата» (организация запрещена в РФ) Доку Умаров.
31 августа 2004 года произошел теракт у станции метро «Рижская» в столице. Женщина-смертница привела в действие взрывное устройство; в результате погибло 9 человек и ещё 50 получили ранения и были госпитализированы. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев.
6 февраля 2004 года бомба мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте была взорвана террористом-смертником в поезде на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Погибли 42 человека, около 250 ранены. Взрывное устройство привёл в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения. Ответственность за теракт взял на себя лидер некоей военизированной группировки «Газатон Мурдаш» Лом-Али Чеченский. По данным следствия, мощность самодельного взрывного устройства составляла от 2,9 до 6,6 килограмма в тротиловом эквиваленте. В его конструкцию входили готовые поражающие элементы — шурупы и болты. Террористом-смертником был житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, который был участником бандформирований и проходил спецподготовку в лагерях террористов. 2 февраля 2007 года Мурат Шаваев, Максим Понарьин и Тамбий Хубиев были признаны Московским городским судом виновными в подготовке этого теракта и приговорены к пожизненному заключению.
5 февраля 2001 года в Москве в 18:50 произошёл взрыв на станции метро «Белорусская-кольцевая». Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжёлую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка осыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет. Подозреваемых и обвиняемых по делу в настоящий момент нет.