После взрыва в петербургском метро многие задались вопросом, насколько разумно потрачены миллионы, ушедшие на систему безопасности. «Фонтанка» посчитала деньги, потраченные на «баррикады» метрополитена, и поговорила с экспертами о реальных проблемах в системе безопасности подземки.
Нынешние металлические «баррикады» появились в петербургском метро еще два года назад. Станциями-первопроходцами стали «Автово», «Площадь Восстания» и «Проспект Ветеранов». Установить металлодетекторы в метро – указ президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». После взрыва в Домодедово в 2011 году, по поручению Дмитрия Медведева по стране начали устанавливать рамки металлоискателей, начиная от аэропортов и железнодорожных вокзалов и заканчивая метрополитеном.
Тогда в петербургской подземке впервые появились датчики радиации во всех турникетах. Как уже писала «Фонтанка», их установка обошлась городу в 181 млн рублей. Тогда же, в 2011 году, в правила пользования петербургским метро внесли изменения. Так, сотрудники службы контроля метрополитена получили право досматривать пассажира и его багаж, а в случае отказа – вправе не пустить его на станцию. Но и это еще не все. На 67 станциях метро заработали металлоискатели «Рубикон» стоимостью 150 тысяч рублей за штуку. Кроме того, город приобрел переносные досмотровые комплексы «Шмель» по цене около 1 млн за штуку. А в специальном огороженном помещении станций заработали рентгенотелевизионные комплексы для досмотра багажа. Модели установили разные: некоторые аппараты – «Калан-2М» – стоят 590 тысяч, другие – HI-SCAN 6040i – около 1 млн рублей.
А дальше, в 2013 году Комитет по транспорту объявил первый конкурс на подготовку проекта установки металлоискателей. Тогда в конкурсе победили москвичи – компания «Техно». Два года назад компания начала проходить процедуру ликвидации.
В 2015 году ведомство объявило тендер на поставку досмотровых рамок. Цена вопроса – 60 млн рублей. Единственным участником стала столичная компания – ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (ЗАО «СНТ»). По данным самой компании, на данный момент 325 металлодетекторов SmartScan установлены на всех станциях петербургского метрополитена.
«Как только оружие или другой целевой металлический предмет проносится через какую-либо зону, компьютер мгновенно рассчитывает положение объекта в пространстве под аркой. Многофункциональный индикатор точно отображает местонахождение металлических предметов в пространстве под аркой. Служба безопасности может незамедлительно обнаружить подозрительный объект. Как следствие, повышается эффективность досмотра. Одновременно уменьшается нагрузка на персонал: поиск предмета может происходить в несколько раз быстрее», – гордо рассказывают о петербургской модели представители ЗАО «СНТ» на просторах собственного сайта.
Единственная погрешность, про которую сразу сказали в компании – пропускная способность металлодетектора. Так, по словам разработчиков SmartScan, при установке рамок в метро не всегда есть возможность изыскать достаточное количество сотрудников, которые осуществляли бы досмотр тех пассажиров, на проход которых среагировал металлодетектор. «Мы предлагаем установку в связке с видеокамерой постоянной записи, с тем, чтобы как минимум оставалась видеозапись лиц, на которых среагировал металлодетектор», – говорят в СНТ.
Наверное, многим сегодня захотелось сделать виноватыми во взрывах в том числе и разработчиков металлодетекторов. По неофициальным данным, рамки на станции метро «Сенная площадь» сегодня, 3 апреля, работали, а вот среагировали ли они непосредственно на предполагаемого виновника взрыва – неизвестно. Правоохранительные органы, по крайней мере, пока, отказываются отвечать на этот вопрос.
Вместе с тем, основываясь на мнениях экспертов и предварительной информации от источников "Фонтанки", можно сделать вывод, что металлические рамки свою работу, скорее всего, сделали. Вопросы к самой идее подобной "тотальной" системы проверки.
Почти сразу после указа Дмитрия Медведева, когда авиационную систему проверки скопировали без какой-либо адаптации сначала на вокзалах, а потом и в метро, транспортные эксперты говорили о том, что реальной безопасности такое копирование не обеспечит. Просто в силу разного объема пассажиропотока. Для того, чтобы проверить по той же схеме, что в Пулково, всех пассажиров метро, – нужно в сотни больше сотрудников, чем есть сейчас. И скорость прохода уменьшится кратно.
"Все эти камеры и рамки не для предотвращения, а для разбора и поиска виноватых постфактум. Виноватых теперь найдут быстро, Минтранс уже начал проверку метро", – поделился с "Фонтанкой" один из сотрудников транспортного комплекса.
«Рамки не помогают найти взрывчатые вещества. Они направлены на обнаружение металлических предметов, поэтому реагируют на всех. Откровенно говоря, это оборудование обладает весьма сомнительной эффективностью, если, конечно, рассматривать их сами по себе, а не в комплексе досмотра в метро», – отметил в беседе с «Фонтанкой» специалист по детекторам взрывчатых, наркотических и отравляющих веществ Алексей Шабля.
По словам эксперта, техника, которой оснащена служба безопасности в метро, в целом находится в полном порядке.
«На самом деле, рамок везде достаточно. А вот работников на досмотре должно быть гораздо больше. Что в Петербурге, что в Москве. Представьте. Утро. Стоит один дежурный сотрудник, который вяло наблюдает за потоком людей. И если человек идет совсем уж с большой сумкой, дежурный его остановит и досмотрит. Естественно, этого явно не достаточно», – отмечает Шабля.
И все это, подчеркивают эксперты, несмотря на то, что дежурные достаточно неплохо оснащены. У них в арсенале, буквально под рукой – интроскопы, газоанализаторы, которые определяют пары взрывчатых веществ, и так далее. Но единственный сотрудник со всей этой обоймой в одиночку справиться физически не может. Как минимум, не хватит глаз и рук.
Вместе с тем вопросы к системе безопасности метрополитена появились и у депутатов Законодательного собрания Петербурга. Как стало известно «Фонтанке», уже завтра, 4 апреля, губернатору города Георгию Полтавченко будет отправлен коллективный запрос от партии «Справедливая России» и «Роста». В тексте письма парламентарии интересуются, сколько средств было потрачено на безопасность в метро, какова эффективность этих мер, а также, что планирует делать администрация, чтобы избежать таких трагедий, как сегодня.
Борис Александров, для "Фонтанки.ру"